Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Служебные имена
Прилагательные
Числительные
Наречия
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Модальность
Причастия
Деепричастия
Предложения
Местоимения
Союзы, Частицы
  Грамматика детям
   Учим всей семьёй
 Проверь себя!
 Упражнения
Словарь
Книга для чтения
Пословицы
Сказки,  Песни
Разговорник
Скачать
Ссылки
Автор сайта
Отзывы
Произношение букв
Фонетический разбор
Словообразование
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
Общая таблица
1. Пространственные падежи
      1.1 Исходный падеж
      1.2 Местный падеж
      1.3 Дательно-направительный падеж
2. Родительный и винительный падежи
      2.1 Родительный падеж
      2.2 Винительный падеж
      2.3 Притяжат. окончания 2-ая форма
3. Множественное число, отрицание, вопрос
      3.1 Множественное число
      3.2 Отрицательные суффиксы
      3.3 Вопросительные частицы
4. Творительный падеж
Названия падежей

1.2 Местный падеж

Автор: Татьяна Валяева

Местный падеж
Жатыс септік
(кімде?, неде?, қайда?, қашан?)
 да / де  гласных / сонорных / ж з
 та / те  глухих / б в г д
 нда / нде  3
Упрощённый вариант:


1) Окончания первой строки (да/де) следуют после всех гласных, всех сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң' и после звонких 'ж, з':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'сы/сі' и 'ы/i):

далада – на улице (во дворе),   тапсырмада – в задании,   гимназияда – в гимназии
аялдамада – на остановке,   жұмада – в пятницу,   қарашада – в ноябре
Алмада – у Алмы,   Астанада – в Астане,   Алматыда – в Алматы
көршіде – у соседа,   көрмеде – на выставке,   дүйсенбіде – в понедельник
шаңғыда – на лыжах,   даяшыда – у официанта,   кірпіде – у ежа

После сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң':

театрда – в театре,   қантарда – в январе,   Арманда – у Армана
әуежайда – в аэропорту,   Қапшағайда – на Капчагае,   Қаратауда – в Каратау
балаларда – у детей,   ағаштарда – на деревьях,   кітаптарда – в книгах
атамда – у моего дедушки,   бастығымда – у моего начальника,   сұрағыңда – в твоём вопросе
көлде – в озере,   өзенде – в реке,   Әсемде – у Асемы
көктемде – весной,   түнде – ночью,   сәуірде – в апреле
үйлерде – в домах,   дүкендерде – в магазинах,   көршілерде – у твоих соседей
әжемде – у моей бабушки,   інімде – у моего братика,   әкеңде – у твоего отца

После звонких 'ж, з':

гаражда – в гараже,   жазда – летом,   тамызда – в августе
саябағымызда – в нашем парке,   хаттарыңызда – в ваших письмах
сәбізде – в моркови,   сөзде – в слове,   күзде – осенью
бөлмемiзде – в нашей комнате,   шелектеріңізде – в ваших вёдрах



2) Окончания второй строки таблицы (та/те) после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':

жиналыста – на собрании,   саябақта – в парке,   Мақсатта – у Максата
клубта – в клубе,   автобуста – в автобусе,   картопта – в картошке
кереуетте – на кровати,   велосипедте – на велосипеде,   сүтте – в молоке
қыркүйекте – в сентябре,   Серікте – у Серика,   Шымкентте – в Шымкенте



3) Окончания третьей строчки (нда/нде) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'сы/сi' и 'ы/i':

аялдамасында – на его/её остановке,   жиналысында – на его/её собрании,   бастығында – у его/её начальника
басында – на его/её голове,   емханасында – в его/её поликлинике,   құжаттарында – в его/её/их документах
сөздерiнде – в его/её/их словах,   көлінде – на его/её озере,   әріптесiнде – у его/её коллеги
бетінде – на его/её лице,   ертегінде – в его/её сказке,   тәрелкелерiнде – в его/её/их тарелках



Различные примеры:

Мысық баспалдақта отыр. – Кошка сидит на лестнице.
Үңгірде қымбат қазына бар. – В пещере ценный клад есть.
Еденде әдемi кілем жатыр. – На полу красивый ковёр лежит.
Менің отбасымда төрт адам бар. – В моей семье четыре человека есть.
Тәрелкеде бес алма жатыр. – На тарелке пять яблок лежат.
Дәптерде неше парақ бар? – В тетради сколько листов?
Болатта екі бала бар. – У Болата два ребёнка есть.
Алма жағажайда жатыр. – Алма лежит на пляже.
Көктемде күн жылы. – Весной дни тёплые.
Қыста күн қысқа, ал түн ұзақ. – Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Ол тіс дәрігерінде отыр. – Он у зубного врача сидит.
Сөздікте қанша сөз бар? – В словаре сколько слов?
Болат жиырмада, ал Әсел жиырма бесте. – Болату двадцать лет, а Асель - двадцать пять.
Әр аптада жеті күн бар. – В каждой неделе семь дней есть.



По данной теме:
  Грамматика детям. Весёлый мячик, части 1-3
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Пространственные падежи




©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/
Казахский язык – просто о сложном  в  Facebook  и  ВКонтакте
 <<  Исходный падеж Вернуться к началу Дательно-направительный падеж  >>