Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Модальность
Предложения
  Проверь себя!
  Упражнения
   Грамматика детям
   Учим всей семьёй
 Видео
  Разговорник
Пословицы
  Книга для чтения
С казахским не шутят?
Сказки
Песни
Статьи
Словарь
Ссылки и др.
Автор сайта
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространственные падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винительный падежи
Притяжательные 2-ая форма
   Множественное число
   Вопросительные частицы
   Отрицательные суффиксы
   Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Диаграммы
Фонетический разбор
Схема аффиксов

Винительный падеж

Автор: Татьяна Валяева
Звук Прослушать: Камария Оразаева;   Прослушать: Айдана Қойшығұл

Винительный падеж
Табыс септік
Кімді? Нені?
 ды / ді   и ю / сонорные / ж з
 ты / ті  глухие / б в г д           
 ны / ні  гласные
 н  3
Упрощённый вариант:

Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кімді? – Кого? Нені? – Что?

1) После всех сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң', звонких 'ж, з' и гласных 'и, ю' следуют окончания первой строки таблицы (ды/ді):

тауды – гору,   жұлдызды – звезду,   орамалды – платок,   қолшатырды – зонт   Прослушать
үйді – дом,   кілемді – ковёр,   үстелді – стол,   жерді – землю   Прослушать
Қаламды әкел. – Ручку принеси.   Теледидарды көр. – Телевизор смотри.   Прослушать
Қағазды толтыр. – Бумагу заполни.   Сағызды шайна – Жевачку жуй.   Прослушать
жұмысымды – мою работу,   хатыңды – твоё письмо,   алмаңызды – Ваше яблоко   Прослушать
суретімді – мою картину,   шелектерімізді – наши вёдра,   әкеңді – твоего отца   Прослушать
туфлиді – туфли,   сушиді – суши,   брокколиді – брокколи   Прослушать
Тапсырмаларыңды тексер. – Твои задания проверь.   Прослушать
Менің кітабымды алма. – Мою книгу не бери.   Прослушать



2) Окончания второй строчки таблицы (ты/тi) следуют после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':

орындықты – стул,   тамақты – еду,   тасты – камень,   ағашты – дерево   Прослушать
шелекті – ведро,   үтiкті – утюг,   көйлекті – платье,   мектепті – школу   Прослушать
суретті ал – картину возьми,   кітапты бер – книгу дай   Прослушать
Шындықты айт. – Правду скажи.   Есiкті ашпа. – Дверь не открывай.   Прослушать



3) После гласных (кроме 'и, ю') окончания третьей строчки таблицы (ны/нi):

айнаны – зеркало,   шанышқыны – вилку,   жүлдені – приз,   кемені – корабль   Прослушать
Ботқаны пісір. – Кашу приготовь.   Терезені жу. – Окно вымой.   Прослушать
Алманы бер. – Яблоко дай.   Тәрелкені апар. – Тарелку унеси.   Прослушать



4) Ну и надо запомнить, что после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'сы/сі' и 'ы/і', используется окончание из четвёртой строки таблицы (н) (когда всё остальное щёлкается как семечки, уж исключения запомнить можно):

жұмысын – его работу,   досын – его друга,   кітабын – её книгу,   хатын – её письмо   Прослушать
үстелін – их стол,   шелегiн – их ведро,   үтігін – её утюг,   мектебiн – их школу   Прослушать
Ағасын шақыр. – Его старшего брата пригласи.   Қаламын ал. – Его ручку возьми.   Прослушать
Суреттерін әкел. – его картины принеси,   Әкесін шақыр. – Его отца пригласи.   Прослушать



✔   Винительный падеж можно опустить, если предмету не придаётся особого значения, не уточняется какой-то конкретный предмет:

Нан кес. – Хлеб порежь (какой-либо).   Мына нанды кес. – Этот хлеб порежь.   Прослушать

Нельзя опускать окончания винительного падежа, если в предложениях присуствуют указательные местоимения (мына, бұл и т.д.) или если существительные используются с притяжательными окончаниями (ым/ың/сы и т.д.), например, қолыңды жу – мой руки.

✔   При перечислении предметов с помощью союзов 'бен, пен, мен' окончания винительного падежа присоединяются только к последнему существительному:

Аю бал мен балықты жақсы көреді. – Медведь мёд и рыбу любит.   Прослушать

Часто встречается использование винительного падежа с глаголами:

шахмат ойнауды ұнатамын – мне в шахматы играть нравится   Прослушать
сурет салуды ұнатамын – мне рисовать нравится   Прослушать

Обращайте внимание на сонорную 'у' в конце слова, добавляейте правильное «звонкое» окончание из первой строчки таблицы. И не забывайте про гласные буквы 'и, ю':

туды – флаг   танысуды – знакомство,   сөйлесуді – разговор   Прослушать
биді – танец,   оюды – орнамент,   қол қоюды – подпись   Прослушать


Запомните личные местоимения в винительном падеже.

Именит. падеж
Атау септік
Винительный падеж
Табыс септік
мен – я
сен – ты
сіз – Вы
ол – он, она
мені – меня
сені – тебя
сізді – Вас
оны – его, её
Именит. падеж
Атау септік
Винительный падеж
Табыс септік
біз – мы
сендер – вы
сіздер – Вы
олар – они
бізді – нас
сендерді – вас
сіздерді – Вас
оларды – их



По данной теме:
  Грамматика детям. Собираемся в поход, части 1-4
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Винительный падеж



©  Татьяна Валяева   2007–2019
http://kaz-tili.kz/
 <<  Родительный падеж Вернуться к началу Родительный и винительный падежи  >> 


Присоединиться в Фейсбуке   ВКонтакте                  Цвета текста на сайте - значение                  E-mail: kaz-tili@yandex.ru                  Оставить отзыв