Қаз
|
Деепричастия
Kösemşe
|
|
Автор: Татьяна Валяева
Озвучила: Aidana Qoişyğūl
|
Деепричастия образуются с помощью суффиксов:
1
| p / yp / ıp
| 2
| a / e / i
| 3
| ğaly / gelı, qaly / kelı
|
1) Деепричастия, образованные с помощью суффиксов 'yp/ıp/p', обозначают завершённость действия (проснувшись, изучив, сказав, подняв и т.д.)
sanap посчитав, qarap посмотрев, bıtırıp закончив, oqyp прочитав
tañdap выбрав, salyp положив, estıp услышав, qoiyp поставив
В предложениях такие деепричастия обозначают действие, которое предшествует действию, названному глаголом-сказуемым.
Men oianyp, tūrdym. Я, проснувшись, встал.
Esık aşyp, ol üige kırdı. Дверь открыв, он в дом вошёл.
Men bazarğa baryp, kökönıs satyp aldym. Я пришёл на базар и овощи купил.
Men ūiyqtap qalyp, poiyzğa ülgermedım. Я уснул и не успел на поезд.
Bız kiınıp, jūmysqa kettık. Мы, одевшись, на работу ушли.
Quanyp, bıızge qaradyñ. Обрадовавшись, ты посмотрел на нас.
Demalysqa şyğyp, Burabaiğa baruğa bolady. Выйдя в отпуск, можно в Боровое поехать.
В отличие от русского языка в сложном предложении разные лица и предметы производят действия, названные деепричастием и глаголом-сказуемым.
Köktem kelıp, gülder güldeidı. Весна пришла, и цветы зацвели.
Jūmys bıtıp, men üige ketıp qaldym. Работа закончилась, я домой ушёл.
Qoñyrau soğylyp, üzılıske şyqtyq. Прозвенел звонок, мы на перемену вышли.
Oqytuşy kelıp, sabaq bastaldy. Преподаватель пришёл, и занятие началось.
Деепричастия с суффиксами 'yp/ıp/p' входят в состав сложных глаголов и в основном обозначают завершённость одного действия перед другим, но иногда сложный глагол обретает новое значение, которое нужно выучить.
oinap külu веселиться, ölıp qalu погибнуть
sürtıp şyğu вытереть, satyp alu покупать
auyryp qalu заболеть, bolyp şyğu оказаться
oqyp şyğu прочитать, keşıgıp qalu опоздать
tauyp alu найти, joğaltyp alu потерять
şyğaryp salu проводить, kütıp alu встретить
2) Деепричастия, образованные с помощью суффиксов 'a/e/i', обозначают длительность действия (просыпаясь, изучая, говоря, поднимая и т.д.)
küte ожидая, demala отдыхая, aita говоря, qoia ставя
jıbere отправляя, qydyra гуляя, bilei танцуя, pısıre готовя
Сравните:
sūrap спросив | sūrai спрашивая
|
alyp взяв | ala беря
|
ıstep сделав | ıstei делая
|
aşyp открыв | aşa открывая
|
üirenıp изучив | üirene изучая
|
jinap убрав | jinai убирая
|
В сложных предложениях деепричастия с суффиксами 'a/e/i' обозначают действие, которое происходит одновременно со вторым действием.
Jūmys ıstemei, toq bolmaisyñ. Не работая, сыт не будешь.
Ol amandasa, mağan qarady. Он, здороваясь, на меня посмотрел.
Ağam sabaq daiyndamai, teledidar körıp otyr. Мой старший брат, к урокам не готовясь, телевизор смотрит.
Деепричастия с суффиксами 'a/e/i' тоже могут входить в состав сложных глаголов, где обозначают длительность происходящего или придают оттенок незначительности, неожиданности. Сложные глаголы с таким деепричастием могут приобретать новое значение, которое нужно запомнить.
jaza bastau начать писать, jıbere salu выпустить
aita qoiu неожиданно сказать, asyğa kütu ждать с нетерпением
3) Деепричастия с суффиксами 'ğaly/gelı, qaly/kelı' в предложениях имеют значение цели:
Men söileskelı keldım. Я поговорить пришёл.
Ol taqtağa jauap bergelı şyqty. Он к доске отвечать вышел.
Ol mūnda demalğaly keldı. Он сюда отдыхать пришёл.
Mağan jaqsy habar aitqaly toqtadyñyz. Вы остановились, чтобы сказать мне хорошую новость.
Men sızben aqyldasqaly keldım. Я пришёл посоветоваться с вами.
Также данные деепричастия участвуют в образовании сложных предложений с придаточными времени и переводятся как «после», «после того, как» или «с тех пор, как»:
Sız aitqaly men oilandym. После сказанного вами я задумался.
Смотрите Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
© Татьяна Валяева, 20072024
|