Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Служебные имена
Прилагательные
Числительные
Наречия
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Модальность
Причастия
Деепричастия
Предложения
Местоимения
Союзы, Частицы
  Грамматика детям
   Учим всей семьёй
 Проверь себя!
 Упражнения
Словарь
Книга для чтения
Пословицы
Сказки,  Песни
Разговорник
Скачать
Ссылки
Автор сайта
Отзывы
Произношение букв
Фонетический разбор
Словообразование
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
Общая таблица
1. Пространственные падежи
      1.1 Исходный падеж
      1.2 Местный падеж
      1.3 Дательно-направительный падеж
2. Родительный и винительный падежи
      2.1 Родительный падеж
      2.2 Винительный падеж
      2.3 Притяжат. окончания 2-ая форма
3. Множественное число, отрицание, вопрос
      3.1 Множественное число
      3.2 Отрицательные суффиксы
      3.3 Вопросительные частицы
4. Творительный падеж
Названия падежей

Общая таблица

Автор: Татьяна Валяева

В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
Знак '/' читайте как 'или'. Например, окончания 'дан' или 'ден' присоединяются, если слова заканчиваются на гласные буквы, или на сонорные 'л, р, у, й', или на звонкие 'ж, з'. Цифры '1, 2, 3' – лица имен существительных.

1.
Исходный падеж
Шығыс септік
(кімнен?, неден?, қайдан?)
дан / ден гласных / л р у й / ж з
тан / тен глухих / б в г д
нан / нен м н ң / 3
Местный падеж
Жатыс септік
(кімде?, неде?, қайда?, қашан?)
да / де гласных / сонорных / ж з
та / те глухих / б в г д
нда / нде 3
Дательно-направит. падеж
Барыс септік
(кімге?, неге?, қайда?)
ға / ге гласных / сонорных / ж з
қа / ке глухих / б в г д
на / не 3
а / е 1 / 2
2.
Родительный падеж
Ілік септік
(кімнің?, ненің?)
дың / дің и ю / л р у й / ж з
тың / тің глухих / б в г д            
ның / нің гласных / м н ң / 3
Винительный падеж
Табыс септік
(кімді?, нені?)
ды / ді     и ю / сонорных / ж з
ты / ті глухих / б в г д                 
ны / ні гласных
н 3
Притяжательные окончания
2-ая форма

(кімдікі?, ненікі?)
дікі     и ю / сонорных / ж з
тікі глухих / б в г д                  
нікі гласных
3.
Множественное число
дар / дер л м н ң / ж з
тар / тер глухих / б в г д            
лар / лер гласных / р у й
Отрицание, вопрос
ба / бе     м н ң / ж з
па / пе глухих / б в г д                
ма / ме гласных / л р у й
4.
Творительный падеж
Көмектес септік
(кіммен?, немен?)
бен         ж з
пен глухих / б в г д
мен гласных / сонорных / 3

К сонорным относятся: 'м, н, ң'  и  'л, р, у, й'.
Буква 'у' в конце слова может быть и гласной и согласной (подробно смотрите в разделе "Фонетический разбор"), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после 'у' добавляются окончания как после сонорной согласной (если 'у' гласная, она имеет два звука и второй – сонорный).
Сонорные 'м, н, ң' в таблицах всегда вместе, их называют "носовыми сонорными".

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;

2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);

3. Третья группа – это самые важные окончания – окончания множественного числа и отрицание/вопрос;

4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:

Звонкие
Глухие
Сонорные

(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы звонкие окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная 'д' (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие 'ғ/г' и в остальных случаях звонкая 'б'. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных 'ж, з'. То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на 'ж' или 'з', вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой)

2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся глухие окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это 'т', в дательно-направительном падеже глухие 'қ/к' и в остальных случаях глухая согласная 'п'. Глухие окончание следуют после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч', а также после после звонких букв 'б, в, г, д' (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та – у Иванова; клуб+та – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами).

3) В третьих строках всех таблиц сонорные окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще 'н', но также есть 'м' и 'л', в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких 'ж, з' всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта "Общей таблицы".

1. Первый вариант – общая таблица в упрощённом виде.

Увеличить

2. Второй вариант – выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания. Все окончания на рисунках серого цвета, так как их цвет в данном случае неважен. Зато обведены яркими цветами буквы, после которых добавляются окончания (для лучшего визуального восприятия).

Будем постепенно заполнять таблицу, в четыре в этапа.

Рисунок 1) На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: окончания первой строки следуют после звонких 'ж, з' (обведены зелёным цветом) и окончания второй строки – после глухих и звонких 'б, в, г, д' (обведены коричневым цветом):

Увеличить

Рисунок 2) Добавляем в таблицы цифры (только где падежи), которые показывают лица имён существительных. После окончаний 3-его лица (сы/сi, ы/i) следуют сонорные окончания падежей. Только в винительном падеже для существительных в 3-ем лице отдельное окончание в четвёртой строке. И в дательно-направительном падеже дополнительная четвёртая строка окончаний для существительных в 1-ом и 2-ом лице (т.е. после притяжательных окончаний 'ым/iм/м' и 'ың/iң/ң', примеры будут приведены в следующих подразделах):

Увеличить

Рисунок 3) Теперь добавляем гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют звонкие окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме 'и, ю') в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют сонорные окончания. Гласные обведены красным цветом:

Увеличить

Рисунок 4) Осталось разместить сонорные буквы. С ними немного сложнее, но это последнее, что нужно сделать. Синим цветом я выделила носовые сонорные 'м, н, ң', голубым – остальные сонорные. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово 'сонор':

Увеличить



©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/
Казахский язык – просто о сложном  в  Facebook  и  ВКонтакте
 <<  Притяжательные окончания Вернуться к началу Пространственные падежи  >>