Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Модальность
Предложения
   Проверь себя!
   Упражнения
   Грамматика детям
   Учим всей семьёй
Словарь
Разговорник
Пословицы
Книга для чтения
С казахским не шутят?
Сказки
Песни
Скачать
Ссылки
Автор сайта
Отзывы
Произношение букв
Фонетический разбор
Словообразование
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
Общая таблица
1. Пространственные падежи
      1.1 Исходный падеж
      1.2 Местный падеж
      1.3 Дательно-направительный падеж
2. Родительный и винительный падежи
      2.1 Родительный падеж
      2.2 Винительный падеж
      2.3 Притяжат. окончания 2-ая форма
3. Множественное число, отрицание, вопрос
      3.1 Множественное число
      3.2 Отрицательные суффиксы
      3.3 Вопросительные частицы
4. Творительный падеж
Названия падежей
Схема аффиксов

3.1 Множественное число

Автор: Татьяна Валяева
Звук Прослушать: Айдана Қойшығұл


Множественное число
 дар / дер   л м н ң / ж з
 тар / тер  глухих / б в г д  
 лар / лер  гласных / р у й
Упрощённый вариант:


1) Окончания первой строки (дар/дер) следуют после сонорных 'л, м, н, ң' и звонких 'ж, з'. Пример:

қағаздар – бумаги,   қыздар – девочки,   адамдар – люди,   аңдар – звери   Прослушать
емтихандар – экзамены,   сандар – числа,   шамдар – лампы,   армандар – мечты   Прослушать
елдер – страны,   кілемдер – ковры,   сөздер – слова,   үстелдер – столы   Прослушать
дүкендер – магазины,   бөлiмдер – отделения,   гүлдер – цветы,   тілдер – языки   Прослушать



2) После глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д', как всегда, окончания, начинающиеся на глухую согласную (тар/тер):

жолдастар – товарищи,   сұрақтар – вопросы,   хаттар – письма,   кітаптар – книги   Прослушать
ағаштар – деревья,   құстар – птицы,   бастықтар – начальники,   ойыншықтар – игрушки   Прослушать
мектептер – школы,   есептер – счета,   суреттер – картины,   шелектер – вёдра   Прослушать
үтіктер – утюги,   әріптестер – коллеги,   студенттер – студенты,   жидектер – ягоды   Прослушать



3) Окончания третий строки (лар/лер) следуют после гласных и сонорных 'р, у, й':

таулар – горы,   балалар – дети,   айлар – месяца,   айналар – зеркала   Прослушать
жануарлар – животные,   қалалар – города,   маталар – ткани,   сапарлар – путешествия   Прослушать
үйлер – дома,   әкелер – отцы,   пәтерлер – квартиры,   көшелер – улицы   Прослушать
нәрселер – вещи,   шеберлер – мастера,   дәрiгерлер – врачи,   терезелер – окна   Прослушать


Ещё примеры:

біздің қалаларымыз – наши города,   сендердің балаларың – ваши дети,   Прослушать
сіздердің достарыңыз – Ваши друзья,   олардың ұлдары – их сыновья   Прослушать

Привожу ту же "Таблицу с примерами", что вы видели в разделе "Притяжательные окончания", но теперь существительные во множественном числе:

Менiң
Біздiң
   балаларым
   балаларымыз
   бөлмелерім
   бөлмелеріміз
   қыздарым
   қыздарымыз
   суреттерім
   суреттеріміз
Сенiң, Сендердiң
Сіздiң, Сіздердiң
   балаларың
   балаларыңыз
   бөлмелерің
   бөлмелеріңіз
   қыздарың
   қыздарыңыз
   суреттерің
   суреттеріңіз
Оның, Олардың    балалары    бөлмелері    қыздары    суреттері

Примеров присоединения падежных окончаний после притяжательных окончаний приведено уже много. А вот без притяжательных окончаний к существительным множественного числа добавлять падежные окончания особенно приятно! Потому что легко:))) Ведь существительные во множественном числе всегда заканчиваются на сонорную 'р'.

Шығыс септiкЖатыс септікБарыс септікІлік септікТабыс септік
емтихандардан   емтихандарда   емтихандарға   емтихандардың   емтихандарды  
қалалардан
қалаларда
қалаларға
қалалардың
қалаларды
мектептерден мектептерде мектептерге мектептердің мектептерді
бөлмелерден бөлмелерде бөлмелерге бөлмелердің бөлмелерді

Ну и различные примеры, когда присутствуют все виды окончаний – множественное число, притяжательные и падежные:

достарымызда – у наших друзей,   жұмыстарында – на их работах   Прослушать
бастықтарыңыздан – от ваших начальников,   қыздарыңа – к твоим дочерям   Прослушать
туыстарыма – к моим родственникам,   достарыңды шақыр – своих друзей пригласи   Прослушать

И ещё примеры:

Пәтердің терезелері таза ма? – Окна квартиры чистые?   Прослушать
Сыныптың қабырғалары ақ па? – Стены класса белые?   Прослушать
Алматының көшелерi қандай? – Улицы Алматы какие?   Прослушать
Сөреде кітаптар, оқулықтар, қағаздар жатыр. – На полке книги, учебники, бумаги лежат.   Прослушать
Үстелде қарындаштар, қаламдар және дәптерлер жатыр. – На столе карандаши, ручки и тетради лежат.   Прослушать


✔   Окончания множественного числа не добавляются:

1. Если существительному предшествует числительное (екі кітап – две книги,   он төрт күн – четырнадцать дней);

2. Если используются слова:  көп – много,   аз – мало,   біраз, біршама – немного,   бірталай – большое количество,   бірнеше – несколько и т.д.  (аз қалам – мало ручек,   көп адам – много человек);

3. Если предметы неисчисляемые   (май – масло,   нан – хлеб,   бақыт – счастье);

4. Если в данный момент речь идёт только как о виде:
а) племени, рода, национальности:   (орыс – русские,   қазақ – казахи);
б) зверей, насекомых, растений:   (түлкі – лисицы,   көбелек – бабочки,   шөп – травы);
в) частей тела:   (құлақ – уши,   саусақ – пальцы);
Но в другом контексте к этим же словам (пункта 4) могут добавляться окончания множественного числа   (қазақтар – казахи,   шөптер – травы,   саусақтар – пальцы).



По данной теме:
  Грамматика детям. Волшебница
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Множественное число, отрицание, вопрос



©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/
 <<  Множественное число, отрицание, вопрос Вернуться к началу Отрицательные суффиксы  >>