Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Служебные имена
Прилагательные
Числительные
Наречия
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Модальность
Причастия
Деепричастия
Предложения
Местоимения
Союзы, Частицы
  Грамматика детям
   Учим всей семьёй
 Проверь себя!
 Упражнения
Словарь
Книга для чтения
Пословицы
Сказки,  Песни
Разговорник
Скачать
Ссылки
Автор сайта
Отзывы
Произношение букв
Фонетический разбор
Словообразование
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
Общая таблица
1. Пространственные падежи
      1.1 Исходный падеж
      1.2 Местный падеж
      1.3 Дательно-направительный падеж
2. Родительный и винительный падежи
      2.1 Родительный падеж
      2.2 Винительный падеж
      2.3 Притяжат. окончания 2-ая форма
3. Множественное число, отрицание, вопрос
      3.1 Множественное число
      3.2 Отрицательные суффиксы
      3.3 Вопросительные частицы
4. Творительный падеж
Названия падежей

Регрессивная ассимиляция

Автор: Татьяна Валяева

Регрессивная ассимиляция – это воздействие последующего звука на предыдущий.

Если к словам заканчивающимся на согласные буквы 'к, қ, п' добавляется окончание, которое начинается с гласной буквы (притяжательные окончания), то 'к, қ, п' переходят в звонкие 'г, ғ, б'

к:

күрек – лопата,  күрег-і – его лопата,   көйлек – платье,  көйлег-і – её платье,   шелек – ведро,  шелег-ім – моё ведро
есік – дверь,  есіг-і – его дверь,   сөздік – словарь,  сөздіг-ің – твой словарь,   жидек – ягода,  жидег-і – его ягода
тілек – желание,  тілег-ім – моё желание,   кезек – очередь,  кезег-ің – твоя очередь,   өтірік – ложь,  өтіріг-і – его ложь

қ:

тарақ – расчёска,  тарағ-ы – её расчёска,   мамандық – профессия,  мамандығ-ым – моя профессия
сұрақ – вопрос,  сұрағ-ың – твой вопрос,   баспалдақ – лестница,  баспалдағ-ы – его лестница
аяқ – нога,  аяғ-ы – его нога,   мысық – кошка,  мысығ-ым – моя кошка,   жақ – сторона,  жағ-ы – его сторона

п:

шарап – вино,  шараб-ы – его вино,   жауап – ответ,  жауаб-ым – мой ответ,   сынып – класс,  сыныб-ы – его класс
топ – группа,  тоб-ың – твоя группа,   тақырып – тема,  тақырыб-ы – его тема,   есеп – счёт,  есеб-і – его счёт,
мектеп – школа,  мектеб-ім – моя школа,   шөп – трава,  шөб-і – его трава,   жіп – нитка,  жіб-і – его нитка

Если добавляется окончание, начинающееся на согласную (окончания множественного числа или окончания падежей), то слова не изменяются:

кітап-тар – книги, кітап-та – в книге     Прослушать

Ещё примеры:

көбелек – бабочка,   көбелек-те – на бабочке,   көбелегі – его бабочка     Прослушать
көбелег-ім – моя бабочка,   көбелек-тер-ің-де – на твоих бабочках     Прослушать
қаймақ – сметана,   қаймағ-ым – моя сметана,   қаймақ-та – в сметане     Прослушать

Есть слова, в которых при присоединении притяжательных окончаний выпадает гласная в корне слова (ерік, еркі), и тогда конечная согласная не переходит в звонкую, таких слов мало, но смотрите исключения в разделе Притяжательные окончания

Правило регрессивной ассимиляции действует и с глаголами:

тік – шей,  тігу – шить,   шық – выйди,  шығу – выходить,   жап – закрой,  жабу – закрывать

Далее отделять окончания дефисом не буду. Привыкайте к слитному написанию. Цвета, которыми я выделяю окончания, вам помогут.



Звук: Оразаева К.К.



©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/
Казахский язык – просто о сложном  в  Facebook  и  ВКонтакте
 <<  Мягкие и твёрдые слова Вернуться к началу Притяжательные окончания  >>