Qaz
|
Общая таблица окончаний
|
|
Автор: Татьяна Валяева
|
В общей таблице собраны все падежные окончания и окончания множественного числа. Для простоты запоминания правил сюда же включена таблица «Отрицание, вопрос» и притяжательные окончания 2-ой формы. Каждая таблица потом будет изучаться отдельно.
В первом столбике всех таблиц окончания, а во втором столбике после каких букв они добавляются.
Знак '/' читайте как 'или'. Например, окончания 'дан' или 'ден' присоединяются, если слова оканчиваются на гласные буквы, или на сонорные 'л, р, у, й', или на звонкие 'ж, з'.
Цифры '1, 2, 3' лица имен существительных (в таблицах чёрным цветом).
|
Исходный падеж Шығыс септік Кімнен? Неден? Қайдан?
|
дан / ден
|
гласные / л р у й / ж з
|
тан / тен
|
глухие / б в г д
|
нан / нен
|
м н ң / 3
|
|
Местный падеж Жатыс септік Кімде? Неде? Қайда? Қашан?
|
да / де
|
гласные / сонорные / ж з
|
та / те
|
глухие / б в г д
|
нда / нде
| 3
|
|
Дательно-направит. падеж Барыс септік Кімге? Неге? Қайда?
|
ға / ге
|
гласные / сонорные / ж з
|
қа / ке
|
глухие / б в г д
|
на / не
| 3
|
а / е
| 1 / 2
|
|
|
Родительный падеж Ілік септік Кімнің? Ненің?
|
дың / дің
|
и ю / л р у й / ж з
|
тың / тің
|
глухие / б в г д
|
ның / нің
|
гласные / м н ң / 3
|
|
Винительный падеж Табыс септік Кімді? Нені?
|
ды / ді
| и ю / сонорные / ж з
|
ты / ті
|
глухие / б в г д
|
ны / ні
|
гласные
|
н
| 3
|
|
Притяжательные окончания 2-ая форма Кімдікі? Ненікі?
|
дікі
| и ю / сонорные / ж з
|
тікі
|
глухие / б в г д
|
нікі
|
гласные
|
|
|
Множественное число
|
дар / дер
|
л м н ң / ж з
|
тар / тер
|
глухие / б в г д
|
лар / лер
|
гласные / р у й
|
|
Отрицание, вопрос
|
ба / бе
|
м н ң / ж з
|
па / пе
|
глухие / б в г д
|
ма / ме
|
гласные / л р у й
|
|
|
Творительный падеж Көмектес септік Кіммен? Немен?
|
бен
|
ж з
|
пен
|
глухие / б в г д
|
мен
|
гласные / сонорные / 3
|
|
К сонорным относятся: 'м, н, ң' и 'л, р, у, й'.
Буква 'у' в конце слова может быть и гласной, и согласной (подробно смотрите в разделе «Фонетический разбор»), но для правильного присоединения окончаний это неважно.
В любом случае после 'у' добавляются окончания как после сонорной согласной (если 'у' гласная, она имеет два звука и второй сонорный).
Сонорные 'м, н, ң' в таблицах всегда вместе, их называют «носовыми сонорными».
К глухим согласным относятся: 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч'.
Гласные, которые чаще всего встречаются в конце слова: 'а, е, ы, і', также возможны 'ә, я, о, и, ю'.
Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:
1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Данные три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;
2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);
3. Третья группа окончания множественного числа и отрицание/вопрос (отрицательные суффиксы и вопросительные частицы);
4. Четвёртая группа творительный падеж (одна таблица).
Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:
(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)
1) В первой строке каждой таблицы «звонкие» окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная 'д' (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие 'ғ/г' и в остальных случаях звонкая 'б'.
Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных 'ж, з'. То есть если вы встречаете слово, которое оканчивается на 'ж' или 'з', вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да на бумаге, қағаз+ды бумагу, қағаз+бен бумагой)
2) Во вторых строках каждой таблицы находятся «глухие» окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это 'т', в дательно-направительном падеже глухие 'қ/к' и в остальных случаях глухая согласная 'п'.
Глухие окончание следуют после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч', а также после звонких букв 'б, в, г, д' (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та у Иванова; клуб+та в клубе).
Всегда, когда слово оканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строки таблицы (сағат+та на часах, сағат+ты часы, сағат+пен с часами).
3) В третьих строках всех таблиц «сонорные» окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще 'н', но также есть 'м' и 'л', в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.
Два случая мы уже изучили: 1) после звонких 'ж, з' всегда следует «звонкое» окончание из первых строк таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует «глухое» окончание из вторых строк таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно добавлять к словам, которые оканчиваются на гласные и сонорные буквы. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!
Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё три варианта «Общей таблицы окончаний».
1) Первый вариант таблица в упрощённом виде.
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Исходный падеж
|
дан / ден
|
Все, кроме↓
|
тан / тен
|
глухие / (б в г д)
|
нан / нен
|
м н ң / 3
|
|
Местный падеж
|
да / де
|
Все, кроме↓
|
та / те
|
глухие / (б в г д)
|
нда / нде
| 3
|
|
Дат.-направит. падеж
|
ға / ге
|
Все, кроме↓
|
қа / ке
|
глухие / (б в г д)
|
на / не
| 3
|
а / е
| 1 / 2
|
|
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Родительный падеж
|
дың / дің
|
Все, кроме↓
|
тың / тің
|
глухие / (б в г д)
|
ның / нің
|
глас(и, ю)/м н ң/3
|
|
Винительный падеж
|
ды / ді
|
Все, кроме↓
|
ты / ті
|
глухие / (б в г д)
|
ны / ні
|
гласные (и, ю)
|
н
| 3
|
|
Притяжат. 2-ая форма
|
дікі
|
Все, кроме↓
|
тікі
|
глухие / (б в г д)
|
нікі
|
гласные (и, ю)
|
|
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Множественное число
|
дар / дер
|
лимон+ң / ж з
|
тар / тер
|
глухие / (б в г д)
|
лар / лер
|
остальные
|
|
Отрицание, вопрос
|
ба / бе
|
м н ң / ж з
|
па / пе
|
глухие / (б в г д)
|
ма / ме
|
остальные
|
|
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Творительный падеж
|
бен
|
ж з
|
пен
|
глухие / (б в г д)
|
мен
|
остальные
|
|
2) Второй вариант выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания.
Будем постепенно заполнять таблицу, в три этапа.
Рисунок 1. На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: обведены зелёным цветом 'ж, з', после них всегда следуют окончания из первых строк таблиц и обведены коричневым цветом глухие согласные и звонкие 'б, в, г, д', после них всегда следуют окончания из вторых строк таблиц.
Рисунок 2. Теперь обводим красным цветом гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют «звонкие» окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме 'и, ю') в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют «сонорные» окончания.
Рисунок 3. Теперь обводим сонорные буквы. Синим цветом выделяем носовые сонорные 'м, н, ң', голубым – сонорные 'л, р, у, й'. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово «сонорные».
3) Третий вариант рисунки «Грамматики детям» Большое дерево.
© Татьяна Валяева, 20072024