Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Конструкции
Предложения
  Проверь себя!
  Упражнения
   Грамматика детям
  Удивительный мир
Видеокурс
   Разговорник
Фразеологизмы
   Книга для чтения
С казахским не шутят?
Рассказы
Сказки
Песни
Полезное
Словарь
Ссылки
Автор
Две страны
1.  ә, ө, ү, і, е
2.  а, о, ұ, ы, я
3.  сравнение
4.  и, у, ю
Алина и Дружок
1.  м/ім/ым
2.  ң/ің/ың
3.  міз/мыз/іміз...
4.  ңіз/ңыз/іңіз...
5.  сі/cы/і/ы
6.  буквы  п, к, қ
7.  менікі/сенікі...
8.  дікі/тікі/нікі
Весёлый мячик
1.  де/да
2.  те/та
3.  нде/нда
4.  ден/дан
5.  тен/тан
6.  нен/нан
Зайчонок
1.  ге/ға
2.  ке/қа
3.  е/а
4.  не/на
Волшебница
1.  дер/дар
2.  тер/тар
3.  лер/лар
4.  + местн.п
5.  + исходн.п
6.  + д-напр.п
7.  счёт
Собираемся в поход
1.  ді/ды
2.  ті/ты
3.  ні/ны
4.  н
5.  бен/пен/мен

Разноцветная игра
1.  дің/дың
2.  тің/тың
3.  нің/ның
4.  + мн.число
5.  сравнение

Большое дерево
 Кирил 
 Latyn

Большое дерево

Грамматика детям
Автор: Татьяна Валяева
 

Дополнительные рисунки к «Грамматике детям» для лучшего запоминания окончаний и правил.


Увеличить

Большое дерево делит рисунок на три части:
1) Солнечная сторона (слева);
2) Лунная сторона (справа);
3) Земля (внизу).
На дереве живут глухие согласные и четыре звонкие согласные «б, в, г, д».
На Солнечной стороне в домике живут звонкие согласные «ж, з».
Ни дерево, ни домик не перемещаются, на всех рисунках они в одном и том же положении.
Птица (обозначающая «его, её» или «их» предметы) летает только на Лунной стороне.


Местный падеж
(Весёлый мячик, части 1, 2, 3)


Увеличить

В рамках находятся окончания местного падежа, а на рисунках буквы, после которых эти окончания добавляются.
На облаках летают сонорные согласные. На шариках – гласные буквы.
Розовый шарик привязан к голубому облаку: где голубое облако, там и розовый шарик.
Буквы, живущие на дереве относятся к Земле, то есть к окончаниям внизу дерева.

☼ Солнечная сторона:
үстел+де – на столе,  теңіз+де – в море,  өзен+де – в реке,  аялдама+да – на остановке
☽ Лунная сторона:
үстел+і+нде – на его столе,  бас+ы+нда – на его голове,  қол+ы+нда – в её руке
⨁ Земля:
тас+та – на камне,  ағаш+та – на дереве,  мектеп+те – в школе,  кітап+та – в книге

Больше примеров смотрите в соответствующих частях «Грамматики детям».


Исходный падеж
(Весёлый мячик, части 4, 5, 6)


Увеличить

Разница с предыдущим рисуком только в синем облаке, которое переместилось на Лунную сторону.

☼ Солнечная сторона:
үстел+ден – от стола,  теңіз+ден – из моря,  аялдама+дан – от остановки, ауыл+дан – из аула
☽ Лунная сторона:
үстел+і+нен – от его стола,  қол+ы+нан – от её руки,  өзен+нен – от реки,  аспан+нан – с неба
⨁ Земля:
тас+тан – от камня,  ағаш+тан – от дерева,  мектеп+тен – из школы,  кітап+тан – из книги


Дательно-направительный падеж
(Зайчонок, части 1, 2, 3, 4)


Увеличить

Идентичный рисунок с первым. За исключением лисёнка, который обозначает 1 и 2-е лицо (если предмет «мой» или «твой»).

☼ Солнечная сторона:
үстел+ге – к столу,  теңіз+ге – к морю,  өзен+ге – к реке,  аялдама+ға – к остановке
☽ Лунная сторона:
үстел+і+не – к его столу,  бас+ы+на – к его голове,  қол+ы+на – к её руке
⨁ Земля:
тас+қа – к камню,  ағаш+қа – к дереву,  мектеп+ке – в школу,  кітап+қа – в книгу
Лисёнок:
үстел+ім+е – к моему столу,  қол+ым+а – к моей руке,  бас+ың+а – к твоей голове


Три пространственных падежа

Можно запоминать все три картинки (три падежа) вместе.


Увеличить

Слева, на ☼ Солнечной стороне, – окончания падежей, которые начинаются на звонкую букву:
де/да, ден/дан, ге/ға (окончания в жёлтых рамочках)

Справа, на ☽ Лунной стороне, – окончания падежей, которые начинаются на сонорную «н»:
нде/нда, нен/нан, не/на (окончания в синих рамочках)

Внизу, где ⨁ Земля, – окончания падежей, которые начинаются на глухие согласные:
те/та, тен/тан, ке/қа (окончания в коричневых рамочках)

Рисунки практически одинаковые, есть небольшие отличия, на которые надо обратить внимание.


Винительный падеж
(Собираемся в поход, части 1, 2, 3, 4)


Увеличить

Первое, что бросается в глаза, – это красный шарик с гласными буквами, который переместился на Лунную сторону. Гласные на розовом шарике остались на Солнечной стороне, они привязаны к голубому облаку.
А у птицы есть свой дом – скворечник. Птица теперь от скворечника далеко не улетает. У птицы есть свой дом, и для неё теперь есть своё особенное окончание.

☼ Солнечная сторона:
үстел+ді – стол,  сөз+ді – слово,  қағаз+ды – бумагу,  қалам+ды – ручку
☽ Лунная сторона:
алма+ны – яблоко,  шанышқы+ны – вилку,  кесе+ні – пиалу
Птица:
үстел+і+н – его стол,  қол+ы+н – её руку,  қолшатыр+ы+н – её зонт
⨁ Земля:
тас+ты – камень,  ағаш+ты – дерево,  сүрет+ті – картину,  есік+ті – дверь


Родительный падеж
(Разноцветная игра, части 1, 2, 3)


Увеличить

Рисунок отличается от предыдущего (винительный падеж) тем, что птица снова летает свободно, у неё нет домика, а на Лунную сторону переместилось синее облако.

☼ Солнечная сторона:
үстел+дің – стола,  сөз+дің – слова,  қағаз+дың – бумаги,  үй+дің – дома
☽ Лунная сторона:
үстел+і+нің – его стола,  қалам+ның – ручки,  шанышқы+ның – вилки,  кесе+нің – пиалы
⨁ Земля:
тас+тың – камня,  ағаш+тың – дерева,  сүрет+тің – картины,  есік+тің – двери


Винительный и родительный падежи тоже можно запоминать вместе.


Увеличить


Множественное число
(Волшебница, части 1, 2, 3)


Увеличить

Как нам обойтись без лимона, при запоминании букв ЛМНҢ? Никак:)) Наши облака слева от дерева превращаются в большой ЛиМоН.

☼ Солнечная сторона:
үстел+дер – столы,  сөз+дер – слова,  қағаз+дар – бумаги,  қалам+дар – ручки
☽ Лунная сторона:
алма+лар – яблоки,  шанышқы+лар – вилки,  кесе+лер – пиалы,  үй+лер – дома
⨁ Земля:
тас+тар – камени,  ағаш+тар – деревья,  сүрет+тер – картины,  есік+тер – двери

Творительный падеж
(Собираемся в поход, часть 4)


Увеличить

В творительном падеже на Солнечной стороне – только домик с буквами «ж, з».

☼ Солнечная сторона:
мұз+бен – со льдом,  сөз+бен – словом,  қағаз+бен – бумагой,  жұлдыз+бен – со звездой
☽ Лунная сторона:
үстел+мен – со столом, алма+мен – с яблоком,  май+мен – с маслом,  кесе+мен – с пиалой
⨁ Земля:
тас+пен – камнем,  ағаш+пен – с деревом,  сүрет+пен – с картиной,  кілт+пен – ключом



© Татьяна Валяева,  2007–2023
 <<  Собираемся в поход. Часть 5 Вернуться к началу Разноцветная игра. Часть 2  >> 

Главная             Цвета текста на сайте             Телеграм-канал «Сөйлесейік»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга


Авторский сайт Татьяны Валяевой