Дательно-направительный падеж Барыс септік Кімге? Неге? Қайда?
|
ға / ге
|
гласные / сонорные / ж з
|
қа / ке
|
глухие / б в г д
|
на / не
|
3
|
а / е
|
1 / 2
|
| |
Упрощённый вариант:
«звонкие» окончания
|
«глухие» окончания
|
«сонорные» окончания
|
|
Дат.-направит. падеж
|
ға / ге
|
Все, кроме↓
|
қа / ке
|
глухие / (б в г д)
|
на / не
| 3
|
а / е
| 1 / 2
|
|
|
Существительные в дательно-направительном падеже отвечают на вопросы:
Кімге? Кому?
Неге? Чему?
Қайда? Қай жерге? Куда?
1) Окончания первой строки (ға/ге) следуют после гласных, сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң' и после звонких 'ж, з':
После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'сы/сі' и 'ы/i):
балаға ребёнку, гимназияға в гимназию, кассаға к кассе
қарашаға к ноябрю, оқушыға ученику, жазушыға писателю
кезекшіге дежурному, көрмеге к выставке, бейсенбіге к четвергу
После сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң':
адамға человеку, телефонға к телефону, мыңға к тысячи
жолға к дороге, саяжайға на дачу, ұрпақтарға потомкам
көлге к озеру, бассейнге к бассейну, өлеңге к песне
көктемге к весне, мектептерге в школы, әріптестерге коллегам
После звонких 'ж, з':
пойызға к поезду, гаражға в гараж, Таразға в Тараз
отызға к тридцати, атамызға к нашему дедушке
сөзге к слову, күзге к осени, сегізге к восьми
мұғалімiмiзге нашему учителю, әжелерімізге нашим бабушкам
көршілеріңізге вашим соседям, сұрақтарыңызға к вашим вопросам
доска тақта
секретарь хатшы
дорога жол
телёнок бұзау
путешествие сапар
мысль ой
наука ғылым
лес орман
животное аң
лёд мұз
коллаж
|
+ ға
|
творог сүзбе
корреспондент тілші
страна ел
встреча кездесу
земля жер
дом үй
список тізім
пол еден
песня өлең
Ваше желание тілегіңіз
корона тәж
|
+ ге
|
2) Окончания второй строки таблицы (қа/ке) после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':
институтқа к институту, демалысқа к отпуску, автобусқа к автобусу
жолдасқа попутчику, атқа лошади, қырыққа к сорока
велосипедке к велосипеду, көйлекке к платью, студентке студенту
кереуетке к кровати, Шымкентке в Шымкент, жолсерікке проводнику
подарок сыйлық
коробка қорап
перец бұрыш
камень тас
клуб
|
+ қа
|
рисунок сурет
платье көйлек
перерыв үзіліс
счёт есеп
Алексеев
|
+ ке
|
3) Окончания третьей строки (на/не) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'сы/сі' и 'ы/і':
гимназиясына в его/её гимназию, емханасына в его/её поликлинику
қолына к его/её руке, атасына к его/её дедушке
аялдамасына к его/её остановке, қыздарына к его/её/их дочерям
өзеніне к его/её реке, сөздеріне к его/её/их словам
мұғалiмдеріне к его/её/их учителям, күйеуіне к её мужу
шешеcіне к его/её маме, көлдеріне к его/её/их озёрам
её зеркало айнасы
его палка таяғы
|
+ на
|
её полка сөресі
его слово сөзі
|
+ не
|
4) Окончания четвёртой строки (а/е) следуют после 'м/ым/iм' (притяжательных окончаний 1-го лица единственного числа) и после 'ң/ың/iң' (притяжательных окончаний 2-го лица единственного и множественного числа):
атама моему дедушке, досыңа твоему другу
қыздарыңа твоим дочерям, бастығыма моему начальнику
қонақтарыма моим гостям, таныстарыңа твоим (вашим) знакомым
күйеуіме моему мужу, шешеме моей маме
әкеңе твоему отцу, көршілеріме моим соседям
әріптестеріңе твоим (вашим) коллегам, бөлмелеріңе к твоим (вашим) комнатам
моя дочь қызым
твой ребёнок балаң
|
+ а
|
мой сосед көршім
твоя квартира пәтерің
|
+ е
|
✔ Часто встречается использование дательно-направительного падежа с глаголами:
су ішуге для того, чтобы попить воду, кітап алуға для того, чтобы взять книгу
Дательно-направительный падеж обозначает:
1. Направление действия.
Досым Ақтауға кетті. Мой друг уехал в Актау.
Ол Айманға дәптер берді. Он дал тетрадь Айман.
2. Цель действия.
Жан дүкенге дәптерге кетті. Жан ушёл в магазин за тетрадью.
Жан дүкенге дәптер сатып алуға кетті. Жан ушёл в магазин, чтобы купить тетрадь.
3. К какому сроку совершается действие.
Сағат беске киноға кел. Приходи в кино к пяти часам.
Көктемге санаулы күн қалды. До весны остались считанные дни.
4. Если перед названием времени (секунд, минут, сағат, күн, апта, ай, жыл) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и дательно-направительный падеж означает «на такой-то срок».
Ол жеті күнге Алматыға келді. Он приехал в Алматы на семь дней.
В предложении слова в Дательно-направительном падеже являются обстоятельством места, времени, цели, причины, образа действия, а также косвенным дополнением.
Примеры:
Диванға отыр. На диван сядь.
Кереуетке жат. Ляг на кровать.
Асқарға айт. Аскару скажи.
Кітапты сөреге қой. Книгу на полку поставь.
Алмаға хат жаз. Алме письмо напиши.
Қонаққа үй көрсет. Гостю дом покажи.
Балаларға тамақ пісір. Детям еду готовь.
Сағат сегізге дейін үйде бол. До восьми часов дома будь.
Сен сағат беске дейiн бізге кел. Ты до пяти часов к нам приходи.
Жақсы жұмыс - жанға тыныш. Хорошая работа - душе спокойствие.
Запомните личные местоимения в дательно-направительном падеже.
Именит. падеж Атау септік
|
Дат.-направительный Барыс септiк
|
мен я
сен ты
сіз Вы
ол он, она
|
маған мне
саған тебе
сізге Вам
оған ему, ей
|
| |
Именит. падеж Атау септік
|
Дат.-направительный Барыс септiк
|
біз мы
сендер вы
сіздер Вы
олар они
|
бізге нам
сендерге вам
сіздерге Вам
оларға им
|
|
По данной теме:
© Татьяна Валяева, 20072024
Цвета текста на сайте
Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»
kaz-tili@yandex.kz
Гостевая книга
|