Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Конструкции
Предложения
  Проверь себя!
  Упражнения
   Грамматика детям
  Удивительный мир
Видеокурс
   Разговорник
Фразеологизмы
   Книга для чтения
С казахским не шутят?
Рассказы
Сказки
Песни
Полезное
Словарь
Ссылки
Автор
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространственные падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2-я форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
Система аффиксов
Фонетический разбор
 Қаз 
 Qaz

Дательно-направительный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили:   Прослушать Айдана Қойшығұл   Исеке (ISSAI, KazakhTTS2)

Дательно-направительный падеж
Барыс септік
Кімге? Неге? Қайда?
 ға / ге  гласные / сонорные / ж з
 қа / ке  глухие / б в г д
 на / не  3
 а / е  1 / 2
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Дат.-направит. падеж
ға / ге Все, кроме
қа / ке глухие / (б в г д)  
на / не 3
а / е 1 / 2

Существительные в дательно-направительном падеже отвечают на вопросы:
Кімге? – Кому?
Неге? – Чему?
Қайда? Қай жерге?– Куда?

1) Окончания первой строки (ға/ге) следуют после гласных, сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң' и после звонких 'ж, з':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'сы/сі' и 'ы/i):

Прослушать  балаға – ребёнку,   гимназияға – в гимназию,   кассаға – к кассе
Прослушать  қарашаға – к ноябрю,   оқушыға – ученику,   жазушыға – писателю
Прослушать  кезекшіге – дежурному,   көрмеге – к выставке,   бейсенбіге – к четвергу


После сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң':

Прослушать  адамға – человеку,   телефонға – к телефону,   мыңға – к тысячи
Прослушать  жолға – к дороге,   саяжайға – на дачу,   ұрпақтарға – потомкам
Прослушать  көлге – к озеру,   бассейнге – к бассейну,   өлеңге – к песне
Прослушать  көктемге – к весне,   мектептерге – в школы,   әріптестерге – коллегам

После звонких 'ж, з':

Прослушать  пойызға – к поезду,   гаражға – в гараж,   Таразға – в Тараз
Прослушать  отызға – к тридцати,   атамызға – к нашему дедушке
Прослушать  сөзге – к слову,   күзге – к осени,   сегізге – к восьми
Прослушать  мұғалімiмiзге – нашему учителю,   әжелерімізге – нашим бабушкам
Прослушать  көршілеріңізге – вашим соседям,   сұрақтарыңызға – к вашим вопросам


доска   тақта
секретарь   хатшы
дорога   жол
телёнок   бұзау
  путешествие   сапар
мысль   ой
наука   ғылым
лес   орман
животное   аң
лёд   мұз
коллаж
+ ға           творог   сүзбе
корреспондент   тілші
страна   ел
встреча   кездесу
земля   жер
дом   үй
список   тізім
пол   еден
песня   өлең
  Ваше желание   тілегіңіз
корона   тәж
+ ге        


2) Окончания второй строки таблицы (қа/ке) после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':

Прослушать  институтқа – к институту,   демалысқа – к отпуску,   автобусқа – к автобусу
Прослушать  жолдасқа – попутчику,   атқа – лошади,   қырыққа – к сорока
Прослушать  велосипедке – к велосипеду,   көйлекке – к платью,   студентке – студенту
Прослушать  кереуетке – к кровати,   Шымкентке – в Шымкент,   жолсерікке – проводнику


  подарок   сыйлық
коробка   қорап
перец   бұрыш
камень   тас
клуб
+ қа         рисунок   сурет
  платье   көйлек
перерыв   үзіліс
счёт   есеп
Алексеев
+ ке        


3) Окончания третьей строки (на/не) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний
'сы/сі' и 'ы/і':

Прослушать  гимназиясына – в его/её гимназию,   емханасына – в его/её поликлинику
Прослушать  қолына – к его/её руке,   атасына – к его/её дедушке
Прослушать  аялдамасына – к его/её остановке,   қыздарына – к его/её/их дочерям
Прослушать  өзеніне – к его/её реке,   сөздеріне – к его/её/их словам
Прослушать  мұғалiмдеріне – к его/её/их учителям,   күйеуіне – к её мужу
Прослушать  шешене – к его/её маме,   көлдеріне – к его/её/их озёрам


  её зеркало   айнасы
его палка   таяғы
+ на           её полка   сөресі
его слово   сөзі
+ не        


4) Окончания четвёртой строки (а/е) следуют после 'м/ым/iм' (притяжательных окончаний 1-го лица единственного числа) и после 'ң/ың/iң' (притяжательных окончаний 2-го лица единственного и множественного числа):

Прослушать  атама – моему дедушке,   досыңа – твоему другу
Прослушать  қыздарыңа – твоим дочерям,   бастығыма – моему начальнику
Прослушать  қонақтарыма – моим гостям,   таныстарыңа – твоим (вашим) знакомым
Прослушать  күйеуіме – моему мужу,   шешеме – моей маме
Прослушать  әкеңе – твоему отцу,   көршілеріме – моим соседям
Прослушать  әріптестеріңе – твоим (вашим) коллегам,   бөлмелеріңе – к твоим (вашим) комнатам


моя дочь   қызым
  твой ребёнок   балаң
+ а         мой сосед   көршім
  твоя квартира   пәтерің
+ е        

✔   Часто встречается использование дательно-направительного падежа с глаголами:

Прослушать  су ішуге – для того, чтобы попить воду,   кітап алуға – для того, чтобы взять книгу


Дательно-направительный падеж обозначает:

1. Направление действия.
      Прослушать  Досым Ақтауға кетті. – Мой друг уехал в Актау.
      Прослушать  Ол Айманға дәптер берді. – Он дал тетрадь Айман.

2. Цель действия.
      Прослушать  Жан дүкенге дәптерге кетті. – Жан ушёл в магазин за тетрадью.
      Прослушать  Жан дүкенге дәптер сатып алуға кетті. – Жан ушёл в магазин, чтобы купить тетрадь.

3. К какому сроку совершается действие.
      Прослушать  Сағат беске киноға кел. – Приходи в кино к пяти часам.
      Прослушать  Көктемге санаулы күн қалды. – До весны остались считанные дни.

4. Если перед названием времени (секунд, минут, сағат, күн, апта, ай, жыл) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и дательно-направительный падеж означает «на такой-то срок».
      Прослушать  Ол жеті күнге Алматыға келді. – Он приехал в Алматы на семь дней.

В предложении слова в Дательно-направительном падеже являются обстоятельством места, времени, цели, причины, образа действия, а также косвенным дополнением.

Примеры:

Прослушать  Диванға отыр. – На диван сядь.
Прослушать  Кереуетке жат. – Ляг на кровать.
Прослушать  Асқарға айт. – Аскару скажи.
Прослушать  Кітапты сөреге қой. – Книгу на полку поставь.
Прослушать  Алмаға хат жаз. – Алме письмо напиши.
Прослушать  Қонаққа үй көрсет. – Гостю дом покажи.
Прослушать  Балаларға тамақ пісір. – Детям еду готовь.
Прослушать  Сағат сегізге дейін үйде бол. – До восьми часов дома будь.
Прослушать  Сен сағат беске дейiн бізге кел. – Ты до пяти часов к нам приходи.
Прослушать  Жақсы жұмыс - жанға тыныш. – Хорошая работа - душе спокойствие.


Запомните личные местоимения в дательно-направительном падеже.

Именит. падеж
Атау септік
Дат.-направительный
Барыс септiк
мен – я
сен – ты
сіз – Вы
ол – он, она
маған – мне
саған – тебе
сізге – Вам
оған – ему, ей
Именит. падеж
Атау септік
Дат.-направительный
Барыс септiк
біз – мы
сендер – вы
сіздер – Вы
олар – они
бізге – нам
сендерге – вам
сіздерге – Вам
оларға – им



По данной теме:
  Грамматика детям. Зайчонок
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Дательно-направительный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2024
 <<  Местный падеж Вернуться к началу Пространственные падежи  >> 

Цвета текста на сайте             Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга


Авторский сайт Татьяны Валяевой