Казахский язык
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространственные падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2-я форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
Система аффиксов
Фонетический разбор
 Қаз 
 Qaz

Дательно-направительный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили:   Прослушать Айдана Қойшығұл   Исеке (ISSAI, KazakhTTS2)

Дательно-направительный падеж
Барыс септік
Кімге? Неге? Қайда?
 ға / ге  гласные / сонорные / ж з
 қа / ке  глухие / б в г д
 на / не  3
 а / е  1 / 2
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Дат.-направит. падеж
ға / ге Все, кроме
қа / ке глухие / (б в г д)  
на / не 3
а / е 1 / 2

Существительные в дательно-направительном падеже отвечают на вопросы:
Кімге? – Кому?
Неге? – Чему?
Қайда? Қай жерге?– Куда?

1) Окончания первой строки (ға/ге) следуют после гласных, сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң' и после звонких 'ж, з':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'сы/сі' и 'ы/i):

Прослушать  балаға – ребёнку,   гимназияға – в гимназию,   кассаға – к кассе
Прослушать  қарашаға – к ноябрю,   оқушыға – ученику,   жазушыға – писателю
Прослушать  кезекшіге – дежурному,   көрмеге – к выставке,   бейсенбіге – к четвергу


После сонорных 'л, р, у, й, м, н, ң':

Прослушать  адамға – человеку,   телефонға – к телефону,   мыңға – к тысячи
Прослушать  жолға – к дороге,   саяжайға – на дачу,   ұрпақтарға – потомкам
Прослушать  көлге – к озеру,   бассейнге – к бассейну,   өлеңге – к песне
Прослушать  көктемге – к весне,   мектептерге – в школы,   әріптестерге – коллегам

После звонких 'ж, з':

Прослушать  пойызға – к поезду,   гаражға – в гараж,   Таразға – в Тараз
Прослушать  отызға – к тридцати,   атамызға – к нашему дедушке
Прослушать  сөзге – к слову,   күзге – к осени,   сегізге – к восьми
Прослушать  мұғалімiмiзге – нашему учителю,   әжелерімізге – нашим бабушкам
Прослушать  көршілеріңізге – вашим соседям,   сұрақтарыңызға – к вашим вопросам


доска   тақта
секретарь   хатшы
дорога   жол
телёнок   бұзау
  путешествие   сапар
мысль   ой
наука   ғылым
лес   орман
животное   аң
лёд   мұз
коллаж
+ ға           творог   сүзбе
корреспондент   тілші
страна   ел
встреча   кездесу
земля   жер
дом   үй
список   тізім
пол   еден
песня   өлең
  Ваше желание   тілегіңіз
корона   тәж
+ ге        


2) Окончания второй строки таблицы (қа/ке) после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч' и звонких 'б, в, г, д':

Прослушать  институтқа – к институту,   демалысқа – к отпуску,   автобусқа – к автобусу
Прослушать  жолдасқа – попутчику,   атқа – лошади,   қырыққа – к сорока
Прослушать  велосипедке – к велосипеду,   көйлекке – к платью,   студентке – студенту
Прослушать  кереуетке – к кровати,   Шымкентке – в Шымкент,   жолсерікке – проводнику


  подарок   сыйлық
коробка   қорап
перец   бұрыш
камень   тас
клуб
+ қа         рисунок   сурет
  платье   көйлек
перерыв   үзіліс
счёт   есеп
Алексеев
+ ке        


3) Окончания третьей строки (на/не) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний
'сы/сі' и 'ы/і':

Прослушать  гимназиясына – в его/её гимназию,   емханасына – в его/её поликлинику
Прослушать  қолына – к его/её руке,   атасына – к его/её дедушке
Прослушать  аялдамасына – к его/её остановке,   қыздарына – к его/её/их дочерям
Прослушать  өзеніне – к его/её реке,   сөздеріне – к его/её/их словам
Прослушать  мұғалiмдеріне – к его/её/их учителям,   күйеуіне – к её мужу
Прослушать  шешене – к его/её маме,   көлдеріне – к его/её/их озёрам


  её зеркало   айнасы
его палка   таяғы
+ на           её полка   сөресі
его слово   сөзі
+ не        


4) Окончания четвёртой строки (а/е) следуют после 'м/ым/iм' (притяжательных окончаний 1-го лица единственного числа) и после 'ң/ың/iң' (притяжательных окончаний 2-го лица единственного и множественного числа):

Прослушать  атама – моему дедушке,   досыңа – твоему другу
Прослушать  қыздарыңа – твоим дочерям,   бастығыма – моему начальнику
Прослушать  қонақтарыма – моим гостям,   таныстарыңа – твоим (вашим) знакомым
Прослушать  күйеуіме – моему мужу,   шешеме – моей маме
Прослушать  әкеңе – твоему отцу,   көршілеріме – моим соседям
Прослушать  әріптестеріңе – твоим (вашим) коллегам,   бөлмелеріңе – к твоим (вашим) комнатам


моя дочь   қызым
  твой ребёнок   балаң
+ а         мой сосед   көршім
  твоя квартира   пәтерің
+ е        

✔   Часто встречается использование дательно-направительного падежа с глаголами:

Прослушать  су ішуге – для того, чтобы попить воду,   кітап алуға – для того, чтобы взять книгу


Дательно-направительный падеж обозначает:

1. Направление действия.
      Прослушать  Досым Ақтауға кетті. – Мой друг уехал в Актау.
      Прослушать  Ол Айманға дәптер берді. – Он дал тетрадь Айман.

2. Цель действия.
      Прослушать  Жан дүкенге дәптерге кетті. – Жан ушёл в магазин за тетрадью.
      Прослушать  Жан дүкенге дәптер сатып алуға кетті. – Жан ушёл в магазин, чтобы купить тетрадь.

3. К какому сроку совершается действие.
      Прослушать  Сағат беске киноға кел. – Приходи в кино к пяти часам.
      Прослушать  Көктемге санаулы күн қалды. – До весны остались считанные дни.

4. Если перед названием времени (секунд, минут, сағат, күн, апта, ай, жыл) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и дательно-направительный падеж означает «на такой-то срок».
      Прослушать  Ол жеті күнге Алматыға келді. – Он приехал в Алматы на семь дней.

В предложении слова в Дательно-направительном падеже являются обстоятельством места, времени, цели, причины, образа действия, а также косвенным дополнением.

Примеры:

Прослушать  Диванға отыр. – На диван сядь.
Прослушать  Кереуетке жат. – Ляг на кровать.
Прослушать  Асқарға айт. – Аскару скажи.
Прослушать  Кітапты сөреге қой. – Книгу на полку поставь.
Прослушать  Алмаға хат жаз. – Алме письмо напиши.
Прослушать  Қонаққа үй көрсет. – Гостю дом покажи.
Прослушать  Балаларға тамақ пісір. – Детям еду готовь.
Прослушать  Сағат сегізге дейін үйде бол. – До восьми часов дома будь.
Прослушать  Сен сағат беске дейiн бізге кел. – Ты до пяти часов к нам приходи.
Прослушать  Жақсы жұмыс - жанға тыныш. – Хорошая работа - душе спокойствие.


Запомните личные местоимения в дательно-направительном падеже.

Именит. падеж
Атау септік
Дат.-направительный
Барыс септiк
мен – я
сен – ты
сіз – Вы
ол – он, она
маған – мне
саған – тебе
сізге – Вам
оған – ему, ей
Именит. падеж
Атау септік
Дат.-направительный
Барыс септiк
біз – мы
сендер – вы
сіздер – Вы
олар – они
бізге – нам
сендерге – вам
сіздерге – Вам
оларға – им



По данной теме:
  Грамматика детям. Зайчонок
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Дательно-направительный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2025
 <<  Местный падеж Вернуться к началу Пространственные падежи  >> 

Цвета текста на сайте             Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга


Авторский сайт Татьяны Валяевой