Казахский язык
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространствен. падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2 форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
 Қаз
 Qaz 

Дательно-направительный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили: Прослушать Aidana Qoişyğūl   İseke (ISSAI, KazakhTTS2)

Дательно-направит. падеж
Barys septık
Kımge? Nege? Qaida?
ğa / ge гласные / сонорные / j z
qa / ke глухие / b v g d
na / ne 3
a / e 1 / 2
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Дат.-направит. падеж
ğa / ge Все, кроме
qa / ke глухие / (b v g d)
na / ne 3
a / e 1 / 2

Существительные в дательно-направительном падеже отвечают на вопросы:
Kımge? – Кому?
Nege? – Чему?
Qaida? Qai jerge?– Куда?

1) Окончания первой строки (ğa/ge) следуют после гласных, сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ' и после звонких 'j, z':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'sy/sı' и 'y/ı):

Прослушать  balağa – ребёнку,   gimnaziağa – в гимназию,   kassağa – к кассе
Прослушать  qaraşağa – к ноябрю,   oquşyğa – ученику,   jazuşyğa – писателю
Прослушать  kezekşıge – дежурному,   körmege – к выставке,   beisenbıge – к четвергу


После сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ':

Прослушать  adamğa – человеку,   telefonğa – к телефону,   myñğa – к тысячи
Прослушать  jolğa – к дороге,   saiajaiğa – на дачу,   ūrpaqtarğa – потомкам
Прослушать  kölge – к озеру,   baseinge – к бассейну,   öleñge – к песне
Прослушать  köktemge – к весне,   mektepterge – в школы,   ärıptesterge – коллегам

После звонких 'j, z':

Прослушать  poiyzğa – к поезду,   garajğa – в гараж,   Tarazğa – в Тараз
Прослушать  otyzğa – к тридцати,   atamyzğa – к нашему дедушке
Прослушать  sözge – к слову,   küzge – к осени,   segızge – к восьми
Прослушать  mūğalımımızge – нашему учителю,   äjelerımızge – нашим бабушкам
Прослушать  körşılerıñızge – вашим соседям,   sūraqtaryñyzğa – к вашим вопросам


доска   taqta
секретарь   hatşy
дорога   jol
телёнок   būzau
  путешествие   sapar
мысль   oi
наука   ğylym
лес   orman
животное   an
лёд   mūz
коллаж   kolaj
+ ğa           творог   süzbe
корреспондент   tılşı
страна   el
встреча   kezdesu
земля   jer
дом   üi
список   tızım
пол   eden
песня   öleñ
  Ваше желание   tılegıñız
корона   täj
+ ge        


2) Окончания второй строки таблицы (qa/ke) после глухих согласных 'f, h, k, p, q, s, ş, t' и звонких 'b v g d':

Прослушать  institutqa – к институту,   demalysqa – к отпуску,   avtobusqa – к автобусу
Прослушать  joldasqa – попутчику,   atqa – лошади,   qyryqqa – к сорока
Прослушать  velosipedke – к велосипеду,   köilekke – к платью,   studentke – студенту
Прослушать  kereuetke – к кровати,   Şymkentke – в Шымкент,   jolserıkke – проводнику


  подарок   syilyq
коробка   qorap
перец   būryş
камень   tas
клуб   klub
+ qa         рисунок   suret
  платье   köilek
перерыв   üzılıs
счёт   esep
  Алексеев   Alekseev
+ ke        


3) Окончания третьей строки (na/ne) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'sy/sı' и 'y/ı':

Прослушать  gimnaziasyna – в его/её гимназию,   emhanasyna – в его/её поликлинику
Прослушать  qolyna – к его/её руке,   atasyna – к его/её дедушке
Прослушать  aialdamasyna – к его/её остановке,   qyzdaryna – к его/её/их дочерям
Прослушать  özenıne – к его/её реке,   sözderıne – к его/её/их словам
Прослушать  mūğalımderıne – к его/её/их учителям,   küieuıne – к её мужу
Прослушать  şeşene – к его/её маме,   kölderıne – к его/её/их озёрам


  её зеркало   ainasy
его палка   taiağy
+ na           её полка   söre
его слово   sözı
+ ne        


4) Окончания четвёртой строки (a/e) следуют после 'm/ym/ım' (притяжательных окончаний 1-го лица единственного числа) и после 'ñ/yñ/ıñ' (притяжательных окончаний 2-го лица единственного и множественного числа):

Прослушать  atama – моему дедушке,   dosa – твоему другу
Прослушать  qyzdara – твоим дочерям,   bastyğyma – моему начальнику
Прослушать  qonaqtaryma – моим гостям,   tanystara – твоим (вашим) знакомым
Прослушать  küieuıme – моему мужу,   şeşeme – моей маме
Прослушать  äkeñe – твоему отцу,   körşılerıme – моим соседям
Прослушать  ärıptesterıñe – твоим (вашим) коллегам,   bölmelerıñe – к твоим (вашим) комнатам


моя дочь   qyzym
  твой ребёнок   balañ
+ а         мой сосед   körşım
  твоя квартира   päterıñ
+ е        

✔   Часто встречается использование дательно-направительного падежа с глаголами:

Прослушать  su ışuge – для того, чтобы попить воду,   kıtap aluğa – для того, чтобы взять книгу


Дательно-направительный падеж обозначает:

1. Направление действия.
      Прослушать  Dosym Aqtauğa ket. – Мой друг уехал в Актау.
      Прослушать  Ol Aimanğa däpter ber. – Он дал тетрадь Айман.

2. Цель действия.
      Прослушать  Jan dükenge däpterге ket. – Жан ушёл в магазин за тетрадью.
      Прослушать  Jan dükenge däpter satyp aluğa ket. – Жан ушёл в магазин, чтобы купить тетрадь.

3. К какому сроку совершается действие.
      Прослушать  Sağat beske kinoğa kel. – Приходи в кино к пяти часам.
      Прослушать  Köktemge sanauly kün qaldy. – До весны остались считанные дни.

4. Если перед названием времени (sekund, minut, sağat, kün, apta, ai, jyl) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и дательно-направительный падеж означает «на такой-то срок».
      Прослушать  Ol jetı künge Almatyğa kel. – Он приехал в Алматы на семь дней.

В предложении слова в Дательно-направительном падеже являются обстоятельством места, времени, цели, причины, образа действия, а также косвенным дополнением.

Примеры:

Прослушать  Divanğa otyr. – На диван сядь.
Прослушать  Kereuetke jat. – Ляг на кровать.
Прослушать  Asqarğa ait. – Аскару скажи.
Прослушать  Kıtapty sörege qoi. – Книгу на полку поставь.
Прослушать  Almağa hat jaz. – Алме письмо напиши.
Прослушать  Qonaqqa üi körset. – Гостю дом покажи.
Прослушать  Balalarğa tamaq pısır. – Детям еду готовь.
Прослушать  Sağat segızge deiın üide bol. – До восьми часов дома будь.
Прослушать  Sen sağat beske deiın bızge kel. – Ты до пяти часов к нам приходи.
Прослушать  Jaqsy jūmys - janğa tynyş. – Хорошая работа - душе спокойствие.


Запомните личные местоимения в дательно-направительном падеже.

Именит. падеж
Atau septık
Дат.-направительный
Barys septık
men – я
sen – ты
sız – Вы
ol – он, она
mağan – мне
sağan – тебе
sızge – Вам
oğan – ему, ей
Именит. падеж
Atau septık
Дат.-направительный
Barys septık
bız – мы
sender – вы
sızder – Вы
olar – они
bızge – нам
senderge – вам
sızderge – Вам
olarğa – им



По данной теме:
  Грамматика детям. Зайчонок
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Дательно-направительный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2025
 <<  Местный падеж Вернуться к началу Пространственные падежи  >> 

Цвета текста на сайте             Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга