Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Конструкции
Предложения
  Проверь себя!
  Упражнения
   Грамматика детям
  Удивительный мир
Видеокурс
   Разговорник
Фразеологизмы
   Книга для чтения
С казахским не шутят?
Рассказы
Сказки
Песни
Полезное
Словарь
Ссылки
Автор
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространственные падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2-я форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
 Кирил
 Latyn 

Дательно-направительный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Звук Прослушать: Aidana Qoişyğūl
Дательно-направит. падеж
Barys septık
Kımge? Nege? Qaida?
ğa / ge гласные / сонорные / j z
qa / ke глухие / b v g d
na / ne 3
a / e 1 / 2
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Дат.-направит. падеж
ğa / ge Все, кроме
qa / ke глухие / (b v g d)
na / ne 3
a / e 1 / 2

Существительные в дательно-направительном падеже отвечают на вопросы Kımge? – Кому? Nege? – Чему? Qaida? Qai jerge?– Куда?

1) Окончания первой строки (ğa/ge) следуют после гласных, сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ' и после звонких 'j, z':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'sy/sı' и 'y/ı):

balağa – ребёнку,   gimnaziağa – в гимназию,   kassağa – к кассе   Прослушать
qaraşağa – к ноябрю,   oquşyğa – ученику,   jazuşyğa – писателю   Прослушать
kezekşıge – дежурному,   körmege – к выставке,   beisenbıge – к четвергу   Прослушать


После сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ':

adamğa – человеку,   telefonğa – к телефону,   myñğa – к тысячи   Прослушать
jolğa – к дороге,   saiajaiğa – на дачу,   ūrpaqtarğa – потомкам   Прослушать
kölge – к озеру,   baseinge – к бассейну,   öleñge – к песне   Прослушать
köktemge – к весне,   mektepterge – в школы,   ärıptesterge – коллегам   Прослушать

После звонких 'j, z':

poiyzğa – к поезду,   garajğa – в гараж,   Tarazğa – в Тараз   Прослушать
otyzğa – к тридцати,   atamyzğa – к нашему дедушке   Прослушать
sözge – к слову,   küzge – к осени,   segızge – к восьми   Прослушать
mūğalımımızge – нашему учителю,   äjelerımızge – нашим бабушкам   Прослушать
körşılerıñızge – вашим соседям,   sūraqtaryñyzğa – к вашим вопросам   Прослушать


доска   taqta
секретарь   hatşy
дорога   jol
телёнок   būzau
  путешествие   sapar
мысль   oi
наука   ğylym
лес   orman
животное   an
лёд   mūz
коллаж   kolaj
+ ğa           творог   süzbe
корреспондент   tılşı
страна   el
встреча   kezdesu
земля   jer
дом   üi
список   tızım
пол   eden
песня   öleñ
  Ваше желание   tılegıñız
корона   täj
+ ge        


2) Окончания второй строки таблицы (qa/ke) после глухих согласных 'f, h, k, p, q, s, ş, t' и звонких 'b v g d':

institutqa – к институту,   demalysqa – к отпуску,   avtobusqa – к автобусу   Прослушать
joldasqa – попутчику,   atqa – лошади,   qyryqqa – к сорока   Прослушать
velosipedke – к велосипеду,   köilekke – к платью,   studentke – студенту   Прослушать
kereuetke – к кровати,   Şymkentke – в Шымкент,   jolserıkke – проводнику   Прослушать


  подарок   syilyq
коробка   qorap
перец   būryş
камень   tas
клуб   klub
+ qa         рисунок   suret
  платье   köilek
перерыв   üzılıs
счёт   esep
  Алексеев   Alekseev
+ ke        


3) Окончания третьей строки (na/ne) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'sy/sı' и 'y/ı':

gimnaziasyna – в его/её гимназию,   emhanasyna – в его/её поликлинику   Прослушать
qolyna – к его/её руке,   atasyna – к его/её дедушке   Прослушать
aialdamasyna – к его/её остановке,   qyzdaryna – к его/её/их дочерям   Прослушать
özenıne – к его/её реке,   sözderıne – к его/её/их словам   Прослушать
mūğalımderıne – к его/её/их учителям,   küieuıne – к её мужу   Прослушать
şeşene – к его/её маме,   kölderıne – к его/её/их озёрам   Прослушать


  её зеркало   ainasy
его палка   taiağy
+ na           её полка   söre
его слово   sözı
+ ne        


4) Окончания четвёртой строки (a/e) следуют после 'm/ym/ım' (притяжательных окончаний 1-го лица единственного числа) и после 'ñ/yñ/ıñ' (притяжательных окончаний 2-го лица единственного и множественного числа):

atama – моему дедушке,   dosa – твоему другу   Прослушать
qyzdara – твоим дочерям,   bastyğyma – моему начальнику   Прослушать
qonaqtaryma – моим гостям,   tanystara – твоим (вашим) знакомым   Прослушать
küieuıme – моему мужу,   şeşeme – моей маме   Прослушать
äkeñe – твоему отцу,   körşılerıme – моим соседям   Прослушать
ärıptesterıñe – твоим (вашим) коллегам,   bölmelerıñe – к твоим (вашим) комнатам   Прослушать


моя дочь   qyzym
  твой ребёнок   balañ
+ а         мой сосед   körşım
  твоя квартира   päterıñ
+ е        

✔   Часто встречается использование дательно-направительного падежа с глаголами:

su ışuge – для того, чтобы попить воду,   kıtap aluğa – для того, чтобы взять книгу   Прослушать


Дательно-направительный падеж обозначает:

1. Направление действия.
      Dosym Aqtauğa ket. – Мой друг уехал в Актау.
      Ol Aimanğa däpter ber. – Он дал тетрадь Айман.

2. Цель действия.
      Jan dükenge däpterге ket. – Жан ушёл в магазин за тетрадью.
      Jan dükenge däpter satyp aluğa ket. – Жан ушёл в магазин, чтобы купить тетрадь.

3. К какому сроку совершается действие.
      Sağat beske kinoğa kel. – Приходи в кино к пяти часам.
      Köktemge sanauly kün qaldy. – До весны остались считанные дни.

4. Если перед названием времени (sekund, minut, sağat, kün, apta, ai, jyl) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и дательно-направительный падеж означает «на такой-то срок».
      Ol jetı künge Almatyğa kel. – Он приехал в Алматы на семь дней.

В предложении слова в Дательно-направительном падеже являются обстоятельством места, времени, цели, причины, образа действия, а также косвенным дополнением.

Примеры:

Divanğa otyr. – На диван сядь.   Прослушать
Kereuetke jat. – Ляг на кровать.   Прослушать
Asqarğa ait. – Аскару скажи.   Прослушать
Kıtapty sörege qoi. – Книгу на полку поставь.   Прослушать
Almağa hat jaz. – Алме письмо напиши.   Прослушать
Qonaqqa üi körset. – Гостю дом покажи.   Прослушать
Balalarğa tamaq pısır. – Детям еду готовь.   Прослушать
Sağat segızge deiın üide bol. – До восьми часов дома будь.   Прослушать
Sen sağat beske deiın bızge kel. – Ты до пяти часов к нам приходи.   Прослушать
Jaqsy jūmys - janğa tynyş. – Хорошая работа - душе спокойствие.   Прослушать


Запомните личные местоимения в дательно-направительном падеже.

Именит. падеж
Atau septık
Дат.-направительный
Barys septık
men – я
sen – ты
sız – Вы
ol – он, она
mağan – мне
sağan – тебе
sızge – Вам
oğan – ему, ей
Именит. падеж
Atau septık
Дат.-направительный
Barys septık
bız – мы
sender – вы
sızder – Вы
olar – они
bızge – нам
senderge – вам
sızderge – Вам
olarğa – им



По данной теме:
  Грамматика детям. Зайчонок
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Дательно-направительный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2023
 <<  Местный падеж Вернуться к началу Все пространственные падежи  >> 

Главная             Цвета текста на сайте             Телеграм-канал «Сөйлесейік»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга