Казахский язык
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространствен. падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2 форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
 Қаз
 Qaz 

Местный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили: Прослушать Aidana Qoişyğūl   İseke (ISSAI, KazakhTTS2)

Местный падеж
Jatys septık
Kimde? Nede? Qaida? Qaşan?
da / de гласные / сонорные / j z
ta / te глухие / b v g d
nda / nde 3
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Местный падеж
da / de Все, кроме
ta / te глухие / (b v g d)
nda / nde 3

Существительные в местном падеже отвечают на вопросы:
Kımde? – У кого?
Nede? – У чего (В чём)?
Qaida? Qai jerde? – Где?
Qaşan? – Когда?

1) Окончания первой строки (da/de) следуют после всех гласных, всех сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ' и после звонких 'j, z':

После гласных (исключая притяжательные окончания 3-го лица 'sy/sı' и 'y/ı'):

Прослушать  dalada – на улице (во дворе),   tapsyrmada – в задании,   gimnaziada – в гимназии
Прослушать  aialdamada – на остановке,   jūmada – в пятницу,   qaraşada – в ноябре
Прослушать  Almada – у Алмы,   Astanada – в Астане,   Almatyda – в Алматы
Прослушать  körşıde – у соседа,   körmede – на выставке,   düisenbıde – в понедельник
Прослушать  şañğyda – на лыжах,   daiaşyda – у официанта,   kırpıde – у ежа

После сонорных 'l, r, u, i, m, n, ñ':

Прослушать  teatrda – в театре,   qañtarda – в январе,   Armanda – у Армана
Прослушать  äuejaida – в аэропорту,   Qapşağaida – в Капчагае,   Qaratauda – в Каратау
Прослушать  balalarda – у детей,   ağaştarda – на деревьях,   kıtaptarda – в книгах
Прослушать  atamda – у моего дедушки,   bastyğymda – у моего начальника,   sūrağda – в твоём вопросе
Прослушать  kölde – в озере,   özende – в реке,   äsemde – у Асемы
Прослушать  köktemde – весной,   tünde – ночью,   säuırde – в апреле
Прослушать  üilerde – в домах,   dükenderde – в магазинах,   körşılerıñde – у твоих соседей
Прослушать  äjemde – у моей бабушки,   ınımde – у моего братика,   äkeñde – у твоего отца

После звонких 'j, z':

Прослушать  garajda – в гараже,   jazda – летом,   tamyzda – в августе
Прослушать  saiabağymyzda – в нашем парке,   hattaryñyzda – в ваших письмах
Прослушать  säbızde – в моркови,   sözde – в слове,   küzde – осенью
Прослушать  bölmemızde – в нашей комнате,   şelekterıñızde – в ваших вёдрах


зеркало   aina
писатель   jazuşy
дорога   jol
враг   jau
вопросы   sūraqtar
месяц, луна   ai
мой друг   dosym
лев   arystan
площадь   alañ
  наш город   qalamyz
экипаж   ekipaj
+ da         сумка   sömke
художник   suretşı
озеро   köl
встреча   kezdesu
врач   därıger
  украшение   äşekei
отдел   bölım
львёнок   mäulen
твоя жена   äielıñ
море   teñız
корона   täj
+ de        


2) Окончания второй строки таблицы (ta/te) после глухих согласных 'f, h, k, p, q, s, ş, t' и звонких 'b v g d':

Прослушать  jinalysta – на собрании,   saiabaqta – в парке,   Maqsatta – у Максата
Прослушать  klubta – в клубе,   avtobusta – в автобусе,   kartopta – в картошке
Прослушать  kereuette – на кровати,   velosipedte – на велосипеде,   sütte – в молоке
Прослушать  qyrküiekte – в сентябре,   Serıkte – у Серика,   Şymkentte – в Шымкенте


лодка   qaiyq
часы   sağat
  дерево   ağaş
камень   tas
Иванов   İvanov
+ ta         рисунок   suret
ведро   şelek
рис   kürış
  школа   mektep
  Алексеев   Alekseev
+ te        


3) Окончания третьей строки (nda/nde) следуют после притяжательной формы третьего лица, то есть после притяжательных окончаний 'sy/sı' и 'y/ı':

Прослушать  aialdamasynda – на его/её остановке,   jinalysynda – на его/её собрании
Прослушать  bastyğynda – у его/её начальника,   basynda – на его/её голове
Прослушать  emhanasynda – в его/её поликлинике,   qūjattarynda – в его/её/их документах
Прослушать  sözderınde – в его/её/их словах,   kölınde – на его/её озере
Прослушать  ärıptesınde – у его/её коллеги,   betınde – на его/её лице
Прослушать  ertegınde – в его/её сказке,   tärelkelerınde – в его/её/их тарелках


  её санки   şanasy
его рука   qoly
+ nda           её сумка   sömke
его стол   üstelı
+ nde        


Местный падеж обозначает:

1. Место нахождения или место действия.
      Прослушать  Aspanda būlt bar. – На небе есть облака.
      Прослушать  Anar divanda jatyr. – Анар лежит на диване.
      Прослушать  Būl dükende bärı bar. – В этом магазине всё есть.

2. Время действия.
      Прослушать  Jazda ystyq bolady. – Летом бывает жарко.
      Прослушать  Jūmada jinalys bolady. – В пятницу будет собрание.
      Прослушать  Olar düisenbıde kezdese. – Они встретятся в понедельник.

3. Возраст человека.
      Прослушать  Asqar on segızde / Asqar on segız jasta. – Аскару восемнадцать лет.
      Прослушать  Menıñ jasym otyz beste. – Мне тридцать пять лет.

4. Точное время. Слово 'sağat' ставится перед числительным.
      Прослушать  Sağat jetıde. – В семь часов.
      Прослушать  Sağat alty otyz beste. – В шесть тридцать пять.
      Прослушать  Saule sağat jetıde tūrady. – Сауле встаёт в семь часов.

5. Если перед названием времени (sekund, minut, sağat, kün, apta, ai, jyl) стоит количественное числительное, то речь идёт о периоде времени, и местный падеж означает «в течение».
      Прослушать  Jetı sağatta. – В течение семи часов.
      Прослушать  Ekı jylda. – В течение двух лет.

В предложении слова в местном падеже являются обстоятельством и дополнением.

Примеры:

Прослушать  Mysyq baspaldaqta otyr. – Кошка сидит на лестнице.
Прослушать  Üñgırde qymbat qazyna bar. – В пещере есть ценный клад.
Прослушать  Edende ädemı kılem jatyr. – На полу красивый ковёр лежит.
Прослушать  Menıñ otbasymda tört adam bar. – В моей семье есть четыре человека.
Прослушать  Tärelkede bes alma jatyr. – На тарелке пять яблок лежат.
Прослушать  Däpterde neşe paraq bar? – В тетради сколько листов?
Прослушать  Bolatta ekı bala bar. – У Болата есть два ребёнка.
Прослушать  Alma jağajaida jatyr. – Алма лежит на пляже.
Прослушать  Köktemde kün jyly. – Весной дни тёплые.
Прослушать  Qysta kün qysqa, al tün ūzaq. – Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Прослушать  Sözdıkte qanşa söz bar? – В словаре сколько слов?
Прослушать  Bolat jiyrmada, al Äsel jiyrma beste. – Болату двадцать лет, а Асель - двадцать пять.
Прослушать  Är aptada jetı kün bar. – В каждой неделе есть семь дней.


✔   Для указания одного интервала времени используются следующие слова:

sekundyna – в секунду,   minutyna – в минуту,   sağatyna – в час
künıne – в день,   aptasyna – в неделю,   aiyna – в месяц,   jylyna – в год

Например:

Прослушать  minutyna elu söz – пятьдесят слов в минуту
Прослушать  sağatyna ekı jüz dollar – двести долларов в час
Прослушать  Jan künıne segız sağat jūmys ıstei. – Жан работает восемь часов в день.
Прослушать  Qairat aptasyna ekı ret teledidar köre. – Кайрат смотрит телевизор два раза в неделю.
Прослушать  Däuren jylyna alpys myñ dollar tabady. – Даурен зарабатывает шестьдесят тысяч долларов в год.

Но если перед названием времени ставится числительное, то ко времени добавляются окончания местного падежа. Как уже говорилось выше (5 пункт) местный падеж в таком случае обозначает «в течение такого-то времени». Например:

Прослушать  bır minutta elu söz – пятьдесят слов в одну минуту
Прослушать  bes sağatta qyryq kilometr – сорок километров за пять часов
Прослушать  üş aptada bır ret – один раз за три недели
Прослушать  Äset bır aida jiyrma suret saldy. – Асет за один месяц нарисовал двадцать картин.


Запомните личные местоимения в местном падеже.

Именит. падеж
Atau septık
Местный падеж
Jatys septık
men – я
sen – ты
sız – Вы
ol – он, она
mende – у меня
sende – у тебя
sızde – у Вас
onda – у него, у неё
Именит. падеж
Atau septık
Местный падеж
Jatys septık
bız – мы
sender – вы
sızder – Вы
olar – они
bızde – у нас
senderde – у вас
sızderde – у Вас
olarda – у них



По данной теме:
  Грамматика детям. Весёлый мячик, части 1-3
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Местный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2025
 <<  Исходный падеж Вернуться к началу Дательно-направительный падеж  >> 

Цвета текста на сайте             Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга