Казахский язык
Главная
Существительные
Послелоги
Прилагательные
Числительные
Местоимения
Наречия, Союзы
Личные окончания
Глаголы
Вспомогательные глаголы
Причастия
 Деепричастия
Конструкции
Предложения
  Проверь себя!
  Упражнения
   Грамматика детям
  Удивительный мир
Видеокурс
   Разговорник
Фразеологизмы
   Книга для чтения
С казахским не шутят?
Рассказы
Сказки
Песни
Полезное
Словарь
Ссылки
Автор
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространственные падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2-я форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
 Қаз
 Qaz 

Родительный падеж

Грамматика казахского языка. Просто о сложном
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили:   Прослушать Камария Оразаева   Прослушать Aidana Qoişyğūl

Родительный падеж
Ilık septık
Kımnıñ? Nenıñ?
dyñ / dıñ l r u i / j z
tyñ / tıñ глухие / b v g d  
nyñ / nıñ гласные / m n ñ / 3 
Упрощённый вариант:

«звонкие» окончания
«глухие» окончания
«сонорные» окончания
Родительный падеж
dyñ / dıñ Все, кроме
tyñ / tıñ глухие / (b v g d) 
nyñ / nıñ гласные / m n ñ / 3 

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы:
Kımnıñ? – Кого? (или Чей? Чья? Чьё?)
Nenıñ? – Чего?

Окончания родительного падежа удобнее рассматривать в словосочетаниях. При словосочетаниях с родительным падежом первое слово ставится в родительном падеже, а во втором слове используются окончания притяжательной формы 3-го лица:

Särsen+nıñ ağa+sy – старший брат Сарсена
Qarlyğaş+tyñ joldas+y – товарищ Карлыгаш

Так как окончания родительного падежа оканчиваются на сонорную букву 'ñ' (dyñ/dıñ, tyñ/tıñ, nyñ/nıñ), то (видно, для красоты звучания) после сонорных 'm n ñ' добавляются окончания начинающиеся на сонорную, то есть окончания третьей строки (nyñ/nıñ), поэтому:


1) Окончания первой строки таблицы (dyñ/dıñ) следуют только после сонорных 'l, r, u, i' и после звонких 'j, z':

Прослушать  Anardyñ bölme – комната Анар,   Jañyldyñ anasy – мама Жаныла
Прослушать  qyzdyñ şaşy – волосы девочки,   Banudyñ üiı – дом Бану
Прослушать  Orazdyñ däpterı – тетрадь Ораза,   Altynaidyñ şeşe – мама Алтынай
Прослушать  üsteldıñ aiağy – ножка стола,   üidıñ tereze – окно дома,   päterdıñ edenı – пол квартиры
Прослушать  tuflidıñ ökşe – каблук туфлей,   aiudyñ balasy - qonjyq – детёныш медведя - медвежонок

Думаю, вы уже обратили внимание на то, что притяжательные окончания 1-го лица множественного числа (myz/mız/ymyz/ımız) и 2-го лица уважительной формы (ñyz/ñız/yñyz/ıñız) оканчиваются на звонкую 'z', поэтому после них всегда следуют звонкие окончания падежей из первых строк таблиц.

Прослушать  üstelımızdıñ aiağy – ножка нашего стола,   mektebımızdıñ ashanasy – столовая нашей школы
Прослушать  üiıñızdıñ tereze – окно Вашего дома,   atañyzdyñ densaulyğy – здоровье Вашего дедушки


орнамент   oiu
аул   auyl
враг   jau
  поездка   sapar
месяц   ai
повар   aspaz
коллаж   kolaj
+ dyñ         танец   bi
период   mezgıl
встреча   kezdesu
земля   jer
  украшение   äşekei
наша страна   elımız
корона   täj
+ dıñ        


2) Окончания второй строки таблицы (tyñ/tıñ) следуют после глухих согласных 'f, h, k, p, q, s, ş, t' и звонких 'b v g d':

Прослушать  kıtaptyñ betı – страница книги,   jūmystyñ sapasy – качество работы
Прослушать  mekteptıñ ashanasy – столовая школы,   tamaqtyñ dämı – вкус еды
Прослушать  köilektıñ bağasy – цена платья,   ärıptestıñ telefony – телефон коллеги


  самолёт   ūşaq
класс   synyp
волосы   şaş
птица   qūs
Иванов   Ivanov
+ tyñ         дело   ıs
  утка   üirek
рис   kürış
трава   şöp
  Алексеев   Alekseev
+ tıñ        


3) Окончания третьей строки таблицы (nyñ/nıñ) следуют после гласных, после сонорных 'm n ñ' и после притяжательной формы третьего лица.

После гласных:

Прослушать  Almanyñ qasyğy – ложка Алмы,   balanyñ oiynşyğy – игрушка ребёнка
Прослушать  bölmenıñ tereze – окно комнаты,   oquşynyñ kıtaby – книга ученика
Прослушать  Säulenıñ däpterı – тетрадь Сауле,   körşınıñ üiı – дом соседа

После сонорных 'm n ñ':

Прослушать  mausymnyñ künderı – дни июня,   adamnyñ dene – тело человека,   Kärimnıñ äje – бабушка Карим
Прослушать  äkeñnıñ tuğan künı – день рождения твоего отца,   qyzymnyñ qūrbysy – подруга моей дочери

После притяжательной формы 3-его лица, то есть после притяжательных окончаний 'sy/sı' и 'y/ı':

Прослушать  atasynyñ densaulyğy – здоровье его дедушки,   jūmysynyñ jospary – план его работы
Прослушать  dosynyñ kömegı – помощь его друга,   päterınıñ nömırı – номер её квартиры
Прослушать  äkenıñ mamandyğy – профессия его отца,   üiınıñ töbe – потолок его дома


музыка   muzyka
официант   daiaşy
наука   ğylym
банан   banan
  твоя голова   bas
его неделя   aptasy
её еда   tamağy
+ nyñ         правило   ereje
бухгалтер   esepşı
моё лицо   betım
река   özen
песня   öleñ
  его выставка   körme
её парень   jıgıtı
+ nıñ        


✔   Принадлежность в словосочетаниях может обозначаться без окончаний родительного падежа, смотрите Изафетные структуры.

Прослушать  auyl mūğalımı – учитель аула,   därıgerler bölme – комната врачей
Прослушать  Eñbek – er azyğy, jauyn – jer azyğy. – Труд – питание мужчины, дождь – питание земли.
Прослушать  Oqu – bılım būlağy, bılım – ömır şyrağy. – Учение – родник знаний, знания – свеча жизни.
Прослушать  Köz – köñıl ainasy. – Глаза – зеркало души.

Обращайте внимание на сонорную 'u' в конце слова, добавляйте правильное «звонкое» окончание из первой строки таблицы:

Прослушать  tanysudyñ – знакомства,   kezdesudıñ – встречи

В предложении слова в родительном падеже являются определением.

Примеры:

Прослушать  Qazaqstan Respublikasynyñ astanasy – столица Республики Казахстан
Прослушать  Şeşemnıñ tuğan künı mamyrdyñ ekınde. – День рождения моей мамы 2-го мая.
Прослушать  Talğattyñ dosynyñ densaulyğy qalai? – Как здоровье друга Талгата?
Прослушать  Jannyñ atasynyñ mamandyğy mūğalım be? – Профессия дедушки Жана - учитель?
Прослушать  Otannyñ juasy da tättı. – И лук на Родине сладок (каз. пословица).
Прослушать  Halyqtyñ küşı - bırlıkte. – Сила народа в единстве (каз. пословица).
Прослушать  Almaty qalasynyñ köşelerınde – на улицах города Алматы
Прослушать  Asqardyñ körşı – öte jaqsy adam. – Сосед Аскара - очень хороший человек.
Прослушать  Serıktıñ üiı äuejaiğa jaqyn. – Дом Серика близко к аэропорту.
Прослушать  Ağaştyñ japyrağy jasyl. – Листья дерева зелёные.
Прослушать  Egeuqūiryqtyñ tısı ötkır. – Зубы крысы острые.
Прослушать  Aidanyñ kıtaby üstelde jatyr. – Книга Аиды на столе лежит.
Прослушать  Talğattyñ boiy ortaşa, közı qara. – Рост Талгата средний, глаза чёрные.
Прослушать  Būl äieldıñ kırpıgı ūzyn, şaşy qysqa. – У этой женщины ресницы длинные, волосы короткие.
Прослушать  Almanyñ şeşenıñ aty - Toğjan. – Имя мамы Алмы - Тогжан.
Прослушать  Menıñ dosymnyñ äkenıñ aty - Asqar. – Имя отца моего друга - Аскар.


Запомните личные местоимения в родительном падеже. По-другому их ещё называют «личные местоимения в притяжательной форме».

Именит. падеж
Atau septık
Родительный падеж
Ilık septık
men – я
sen – ты
sız – Вы
ol – он, она
menıñ – мой, моя, моё
senıñ – твой, твоя, твоё
sızdıñ – Ваш, Ваша, Ваше
onyñ – его, её
Именит. падеж
Atau septık
Родительный падеж
Ilık septık
bız – мы
sender – вы
sızder – Вы
olar – они
bızdıñ – наш, наша, наше
senderdıñ – ваш, ваша, ваше
sızderdıñ – Ваш, Ваша, Ваше
olardyñ – их



По данной теме:
  Грамматика детям. Разноцветная игра, части 1-4
  Программы. Проверь себя!
  Упражнения. Родительный падеж




© Татьяна Валяева,  2007–2024
 <<  Все пространственные падежи Вернуться к началу Винительный падеж  >> 

Главная             Цвета текста на сайте             Телеграм-канал «Изучаем казахский...»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга