Казахский язык
Произношение букв
Мягкие и твёрдые слова
Регрессивная ассимиляция
Притяжательные окончания
    1 лицо   2 лицо   3 лицо
Общая таблица окончаний
Исходный падеж
Местный падеж
Дательно-направительный
        Пространствен. падежи
Родительный падеж
Винительный падеж
        Родит. и винит. падежи
Притяжательные 2 форма
Множественное число
Вопросительные частицы
Отрицательные суффиксы
Творительный падеж
Названия падежей
Беглые гласные
Словообразование
Изафетные структуры
Особенности произношения
 Қаз
 Qaz 

Названия падежей

Грамматика казахского языка. Просто о сложном

Автор: Татьяна Валяева

В казахском языке 7 падежей:

1. Именительный падеж     Atau septık   Kım? – Кто? Ne? – Что?
2. Исходный падеж     Şyğys septık   Kımnen? – От кого? Neden? – От чего?
Qaidan? – Откуда? Qaşannan? – С какого времени?  
3. Местный падеж     Jatys septık   Kımde? – У кого? Nede? – На чём? в чём?
Qaida? – Где? Qaşan? – Когда?
4. Дательно-направительный  Barys septık   Kımge? – Кому? Nege? – Чему? Qaida? – Куда?
5. Родительный падеж     Ilık septık   Kımnıñ? – Кого? Nenıñ? – Чего?
6. Винительный падеж     Tabys septık   Kım? – Кого? Ne? – Что?
7. Творительный падеж     Kömektes septık   Kımmen? – С кем? Nemen? – С чем?

septık – в переводе на русский «падеж».
Запомнить, как звучат названия падежей на казахском языке, не составит труда, точно так же, как и запомнить вопросы, на которые отвечают существительные в определённом падеже.
К местоимениям 'kım' и 'ne' добавляются окончания падежей по тем же правилам, что и к существительным.
Рассмотрим падежи в том же порядке, в котором они следуют на моём сайте.

1. Atau septık – именительный падеж.

at – имя,   atau – называть, именовать

В данном падеже просто называются, именуются предметы (кошка, шапка, Ерлан, ночь и т.д.). Вопросы: Kım? – Кто? Ne? – Что?
Во множественном числе: Kımder? Neler?
Запоминаем:

       at – имя
       atau – именовать
       atau septık – именительный падеж


2. Shyğys septık – исходный падеж.

şyğu – выходить,   şyğys – расход, исход, выход, восход

То есть человек или предмет от куда-то выходит, исходит (из школы, от кассы, от Саши и т.д.). Вопросы: Kımnen? – От кого? Neden? – От чего? Qaidan? – Откуда? Qaşannan? – С какого времени? Окончания – dan/den, tan/ten, nan/nen.
Запоминаем:

       şyğu – выходить
       şyğys – выход, исход
       şyğys septık – исходный падеж


3. Jatys septık – местный падеж.

jatu – лежать,   jatys – лежание, безделье

То есть человек или предмет никуда не перемещается, он просто лежит, где-то находится (на столе, на полке, у Аллы, в школе). Вопросы: Kımde? – У кого? Nede? – На чём? В чём? Qaida? – Где? Qaşan? – Когда? Заметьте, что вопрос Qaşan? – Когда? тоже уточняет положение (нахождение), но только во времени (летом, в сентябре, 25-го мая). Также часто можно встретить вопросы этого падежа: Neşede? Qanşada? – Во сколько? Neşe jasta? Qanşa jasta? – Во сколько лет? Окончания – da/de, ta/te, nda/nde.
Запоминаем:

       jatu – лежать
       jatys – лежание
       jatys septık – местный падеж


4. Barys septık – дательно-направительный падеж.

baru – идти,   barys – направление

То есть человек или предмет куда-то движется, направляется (в школу, к столу, к Асель). Вопросы: Kımge? – Кому? Nege? – Чему? Qaida? – Куда? Окончания – ğa/ge, qa/ke, na/ne, a/e.
Запоминаем:

       baru – идти
       barys – направление
       barys septık – дательно-направительный падеж


5. Ilık septık – родительный падеж.

ılu – зацепить,   ılık – связь

В данном падеже один предмет цепляется к другому, уточняется, что с чем связано (карандаш Асемы, ножка стола, платок мамы). Вопросы: Kımnıñ? – Кого? Nenıñ? – Чего? Окончания – dyñ/dıñ, tyñ/tıñ, nyñ/nıñ.
Запоминаем:

       ılu – зацепить
       ılık – связь
       ılık septık – родительный падеж


6. Nabys septık – винительный падеж.

tabu – находить,   tabys – доход, достижение, успех

Здесь давайте рассуждать так: чего ты достиг? и что теперь имеешь? или что ты нашёл? (взял машину, купил дачу, принёс галстук). Вопросы: Kım? – Кого? Ne? – Что? Таким образом мы связали перевод слова 'tabu – находить', но «потерять» что-либо будет в том же падеже:))). Главное, чтобы существительное отвечало на вопросы Кого? Что? (вытер пол, потерял очки, забыл тетрадь). В принципе, это тоже находки-достижения, только с отрицательным оттенком:))). Окончания – dy/dı, ty/tı, ny/nı, n.
Запоминаем:

       tabu – находить
       tabys – достижение
       tabys septık – винительный падеж


7. Kömektes septık – творительный падеж.

kömek – помощь,   kömektesu – помогать

То есть выполняется действие с чьей-либо помощью (с подругой, с братом, с молотком). Вопросы: Kımmen? – С кем? Nemen? – С чем? окончания – ben, pen, men.
Запоминаем:

       kömek – помощь
       kömektesu – помогать
       kömektes septık – творительный падеж

Правила присоединения окончаний смотрите в разделе «Общая таблица окончаний».



© Татьяна Валяева,  2007–2025
 <<  Творительный падеж Вернуться к началу Беглые гласные  >> 

Цвета текста на сайте             Telegram-канал «Казахский язык. Просто о сложном»             kaz-tili@yandex.kz             Гостевая книга