Қаз
|
Неопределённая форма глагола
Tūiyq rai
|
|
Автор: Татьяна Валяева
Озвучили: Камария Оразаева Aidana Qoişyğūl İseke (ISSAI, KazakhTTS2)
|
Глаголы в неопределённой форме (с суффиксом 'u') обозначают действие, процесс или состояние. Эта форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица.
aitu говорить, говорение; oqu читать, чтение; ketu уходить, уход
В отличие от русского языка в казахском языке к глаголу в неопределённой форме могут добавляться любые окончания существительных:
kezdesuge к встрече, oquymdy моё чтение, oquymen с его чтением
Склонение по падежам (падежи следуют в том порядке, как они изучаются на сайте, в учебниках – Atau, Ilık, Barys, Tabys, Jatys, Şyğys, Kömektes):
Atau septık
| baru
| kelu
| oqu
| söileu
|
Şyğys septık
| barudan
| keluden
| oqudan
| söileuden
|
Jatys септік
| baruda
| kelude
| oquda
| söileude
|
Barys septık
| baruğa
| keluge
| oquğa
| söileuge
|
Ilık septık
| barudyñ
| keludıñ
| oqudyñ
| söileudıñ
|
Tabys septık
| barudy
| keludı
| oqudy
| söileudı
|
Kömektes septık
| barumen
| kelumen
| oqumen
| söileumen
|
Примеры с притяжательными окончаниями:
ед. число | мн. число
|
menıñ baruym | bızdıñ baruymyz
|
senıñ baruyñ | senderdıñ barularyñ
|
sızdıñ baruyñyz | sızderdıñ barularyñyz
|
onyñ baruy | olardyñ barulary
|
| |
ед. число | мн. число
|
menıñ keluım | bızdıñ keluımız
|
senıñ keluıñ | senderdıñ kelulerıñ
|
sızdıñ keluıñız | sızderdıñ kelulerıñız
|
onyñ keluı | olardyñ kelulerı
|
|
Склонение по падежам и лицам глагола 'aitu' в единственном числе:
| 1 лицо
| 2 лицо
| 2 лицо, ув.форма
| 3 лицо
|
Atau septık
| aituym
| aituyñ
| aituyñyz
| aituy
|
Şyğys septık
| aituymnan
| aituyñnan
| aituyñyzdan
| aituynan
|
Jatys septık
| aituymda
| aituyñda
| aituyñyzda
| aituynda
|
Barys septık
| aituyma
| aituyña
| aituyñyzğa
| aituyna
|
Ilık septık
| aituymnyñ
| aituyñnyñ
| aituyñyzdyñ
| aituynyñ
|
Tabys septık
| aituymdy
| aituyñdy
| aituyñyzdy
| aituyn
|
Kömektes septık
| aituymmen
| aituyñmen
| aituyñyzben
| aituymen
|
Склонение по падежам и лицам глагола 'aitu' во множественном числе:
| 1 лицо
| 2 лицо
| 2 лицо, ув.форма
| 3 лицо
|
Atau septık
| aituymyz
| aitularyñ
| aitularyñyz
| aitulary
|
Şyğys septık
| aituymyzdan
| aitularyñnan
| aitularyñyzdan
| aitularynan
|
Jatys septık
| aituymyzda
| aitularyñda
| aitularyñyzda
| aitularynda
|
Barys septık
| aituymyzğa
| aitularyña
| aitularyñyzğa
| aitularyna
|
Ilık septık
| aituymyzdyñ
| aitularyñnyñ
| aitularyñyzdyñ
| aitularynyñ
|
Tabys septık
| aituymyzdy
| aitularyñdy
| aitularyñyzdy
| aitularyn
|
Kömektes septık
| aituymyzben
| aitularyñmen
| aitularyñyzben
| aitularymen
|
Примеры (из разных разделов сайта):
Men muzyka tyñdaudy ūnatamyn. Мне нравится слушать музыку.
Bızge qatañ tärtıpte jūmys ısteuge tura keledı. Нам придётся работать в жёстком режиме.
Abai köşesıne qalai baruğa bolady? Как можно проехать до улицы Абая?
Balalardyñ üidı jinaulary kerek. Детям дом убрать нужно.
При добавлении к неопределённой форме глагола окончаний местного падежа 'da, de' образуется форма, которая показывает настоящее продолжающееся действие. По своему значению данная форма идентична настоящему времени глагола (naq osy şaq), образованному с помощью глаголов «tūru, jüru, otyru, jatu». Вместо данной формы «инфинитив + da/de» правильнее употреблять Настоящее время глагола (Naq osy şaq).
aituda говорят, oquda читают (учатся), ısteude работают
Mäskeude qanşa tuystarymyz oquda? В Москве сколько наших родственников учится? (на учёбе)
Qazırgı uaqytta būl aparat synaqtardyñ soñğy satysynan ötkızılude. В настоящее время этот аппарат находится на прохождении последней стадии испытаний.
Qazır elımızdegı oquşylardyñ barlyğy qaşyqtan bılım aluda. Сейчас все ученики нашей страны получают образование дистанционно.
Jaz mausymн bastalğandyqtan, köptegen aru artyq salmaqtan tez aryludyñ ädısterın ızdeude. Так как начался летний сезон, многие девушки ищут способы быстро сбросить лишний вес.
В основном данная форма употребляется в 3-ем лице, реже в 1-ом и 2-ом лице, тогда к глаголу добавляются Личные окончания-1:
Qazır Ybyrai Altynsarin atyndağy orta mektepte bılım aludamyn. Сейчас я получаю образование в средней школе имени Ибрая Алтынсарина.
Jazğy demalysymdy paidaly ıspen ötkızudemın. Я провожу (сейчас) летние каникулы с пользой.
Qazırgı tañda bız prodüsersız jūmys ısteudemız. В настоящее время мы работаем без продюсера.
Bügıngı tañda qandai zañ jobalarymen jūmys ısteudesız? В настоящее время вы с какими законопроектами работаете?
Напоминаю ещё раз о правиле регрессивной ассимиляции: если основа глагола оканчивается на согласные 'k, q, p', то при образовании неопределённой формы эти согласные переходят в звонкие 'g, ğ, b'. Например:
keşık+u=keşıgu
şyq+u=şyğu
jap+u=jabu
Если основа глагола оканчивается на гласные буквы 'y' или 'ı' (oqy, estı, renjı, damy, qobaljy, tany и т.д.), то при присоединении суффикса 'u' эти гласные выпадают:
oqy+u=oqu
estı+u=estu
renjı+u=renju
damy+u=damu
qobaljy+u=qobalju
tany+u=tanu
Глаголы, основа которых оканчивается на 'y' или 'ı', для удобства я назвала «глаголами-исключениями», так как при изучении правил какого-либо времени или наклонения на такие глаголы приходится обращать особое внимание.
Распознать глаголы, основа которых оканчивается на 'y' или 'ı' сложно, так как в словарях это далеко не всегда указывается.
Поэтому далее смотрите полную таблицу глаголов-исключений. Сейчас эту таблицу достаточно бегло просмотреть, вы будете возвращаться к ней при изучении времён и наклонений глаголов.
© Татьяна Валяева, 20072024